Характеристика проектной деятельности (Теоретические сведения о методе проектов)
- компетенции – цель и результат проектного метода
- терминология проектного метода
- классификация проектов (4 классификации):
Ключевые компетентности:
•готовность к решению проблем;
•технологическая компетентность;
•готовность к самообразованию;
•готовность к использованию информационных ресурсов;
•готовность к социальному воздействию;
•коммуникативная компетентность
Общепринятые термины
Метод проектов – технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем. Проект создает то, чего еще нет; он требует иного качества или показывает путь к его получению (комплекс отдельных шагов).
Метод проектов – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
|
|
Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов – это учебная деятельность, связанная с непрерывными пробами вне стен школы, в окружающей социальной действительности. Поэтому использование метода предполагает кардинальное изменение, как формы организации образовательного процесса, так и роли учителя в нем. Учитель должен стать организатором проектной деятельности. Он консультирует, мотивирует, наблюдает.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.
Результат деятельности для учащихся – конкретный продукт деятельности (информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя – изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, которые демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности. Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в формах конструирования (непосредственной практической деятельности по производству объекта), моделирования (концептуального замещающего упрощения объекта), проектирования (теоретического способа создания технических артефактов и объектов иной природы).
Проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Это способ планирования и осуществления изменения реальности.
|
|
Проектирование – это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена каждым. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека.
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого возраста.
Проектирование как «делание, побеждающее внешние помехи», требует волевых усилий, что порождает серию принципиально новых для педагога задач. В условиях демократизации школьной жизни проект становится продуктивной формой организации совместной деятельности взрослых и детей, построения социальных коммуникаций на новой, равноправной основе. Необходимость массового освоения основ проектной деятельности становится еще более очевидной, если обратиться к особенностям современного образования. Демографическая ситуация, сложившаяся в нашем государстве за последние годы, породила огромное количество малокомплектных школ и использование в педагогической практике работы в классах-комплектах (особенно в начальной школе). Метод проектов позволяет посмотреть на это именно с положительной точки зрения: старшие одноклассники имеют возможность выступить в качестве наставников для младших учащихся и стать помощниками учителя.
Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Переход начальной школы на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
- комплексные блочно-тематические занятия;
- интеграция:
-частичная интеграция (одно из направлений программы интегрируется с другим);
-полная интеграция (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
- метод проектов -форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Классификация проектов (4 классификации):
по содержательной специфике, по комплексности, по характеру контактов между участниками и по продолжительности