1.Детали портрета Николая Кирсанова:
«...человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло черты красоты замечательной: особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик... сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов»; «красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом...»; «душистые усы»; «гибкий стан»; «прекрасные белые зубы».
2.Сфера интересов:
Воспоминания о княгине Р. И прошлой жизни, размышления о политике, общение с людьми своего круга.
3.История героя:
«...воспитывался сперва дома... потом в пажеском корпусе... с детства отличался замечательной красотой... он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться... вышел в офицеры... Его носили на руках... Женщины от него с ума сходили, мужчины... завидовали ему... Ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввёл было гимнастику в моду между светской молодёжью) и прочёл всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг всё изменилось». Встретил княгиню Р. «и влюбился в неё страстно». Она его любила, потом охладела к нему и уехала за границу. Он вышел в отставку и отправился за ней. Они снова сблизились, но ненадолго. Она избегала его. Он вернулся в Россию... «как отравленный, бродил он с места на место... он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал... Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро... Она скончалась в Париже... одинокий холостяк, вступал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на надежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а старость ещё не настала... поселившись однажды в деревне, он уже не покидал её... Он стал читать, всё больше по-английски... всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями... лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».
|
|
4.Я – концепция героя:
«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... принятых... на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя». «Если бы я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал-адъютантом». «Личность... вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится... Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека», «...аристократизм— принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». «Нам дорога цивилизация».
|
|
5. Речевая характеристика Павла Кирсанова:
В отличие от Николая Петровича, Павел Петрович сразу же поражает своей конфликтностью. Он первым враждебно отреагировал на появление Базарова, подчёркивая его чужеродностъ презрительным тоном и определением «волосатый». Он умеет быть молчаливым, погружённым в себя и даже в этом состоянии выражать внутреннюю агрессивность. Его необычность и непохожесть выражается не только во внешности, но и в речи: он ироничен, любит употреблять слова в непривычном звучании («эфтим», «принсйп») и витиеватые выражения, присущие людям его круга, иностранные слова, может быть резок, самоуверен, умеет ненавидеть и отстаивать свою правоту. Часто думает и отзывается о людях неуважительно (о Базарове, о Матвее Колязине, о нынешней молодёжи, подозревает Фенечку). Тургенев характеризует его так: «щегольски-сухая и страстная, на французский лад, мизантропическая душа». Он умеет выражать своё презрение. Так, с Базаровым он «принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения более звуками, чем словами».
Спорит он страстно, самозабвенно, темпераментно. Умеет быть холодным и высокопарным: «Засим, милостивый государь, мне остаётся только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям». И хотя он не романтик, книг не читает, стихов не цитирует, но вся его жизнь — сплошной роман: «погибшая жизнь», разрушенная любовью.
Истинный джентльмен, он безупречен во всём: вызывая Базарова на дуэль, он очень корректен. После дуэли, при отъезде Базарова, хочет быть великодушен — пожимает ему руку. Он сумел оценить мужество противника.
Финал его жизни завершает логику характера: живёт в Дрездене, общается с англичанами — с ними он сдержан; с русскими желчен, ироничен, но всё в пределах приличия. Шумит понемножку—таков итог жизни. А это приговор.
Его речь изобличает в нём человека нестандартного, волевого, сильного, неуступчивого.
6. Характеристика, данная другими героями:
Базаров: «Архаическое явление»... «Да, стану я баловать этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбивые, львиные привычки, фатство»; «старички Кирсановы»... «Я его назвал как следует, — идиотом»; «Барчуки проклятые». Николай Петрович. «Мой брат — человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый...»
Аркадий: «Он львом был в своё время... красавцем был, голову кружил женщинам... он, право, хороший человек». «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки», «...он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги... всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон...»; «сердце у него предоброе. И он далеко не глуп».
Соседи. «И те и другие считали его гордецом, и те и другие его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы...»
7. Прямая авторская оценка:
«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова», «...потеряв своё прошедшее, он всё потерял». «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и странная, на французский лад, мизантропическая душа». «Да он и был мертвец». «Он всё делает добро, сколько может; он всё ещё шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он задумывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится почти незаметно креститься...»
|
|
8. Судьба героя:
Уехал за границу. Живёт в Дрездене. Знается больше с англичанами и с проезжими русскими... «Он придерживается славянофильских воззрений... ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».
Комплексный анализ, проведённый нами, помогает понять: задача автора — не противопоставление, но сопоставление героев. Мы видим, как глубоко Тургенев охватывает жизнь, знакомимся с разными людьми, так непохожими друг на друга. Различны истории их жизни и опыт, возраст и убеждения. Это разные отцы и разные дети. Но именно они, их прошлое и настоящее, объясняют происходящее в стране: общественный взрыв, ожидание реформ. Мы следим за стремительным развитием действия и наблюдаем за их жизнью. Для чего же Тургенев выбрал именно таких героев? Почему все они интересны ему? Видимо, их судьбы объясняют нам, читателям, что для человека важно в жизни, что делает его счастливым, как стать счастливым, почему люди страдают, что мешает им обрести любовь, понимание, поддержку. Во что они верят и во что не верят. Эти убеждения сделать человека счастливым или, наоборот, разрушить его жизнь.