ЛИСТ 5 ДЕЛА №1

1.Детали портрета Николая Кирсанова:

«...человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки... На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, явля­ло черты красоты замечательной: особенно хороши были светлые, чёр­ные, продолговатые глаза. Весь облик... сохранил юношескую строй­ность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов»; «красивую руку с длинными розовыми ногтями, — руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукав­чика, застёгнутого одиноким крупным опалом...»; «душистые усы»; «гиб­кий стан»; «прекрасные белые зубы».

2.Сфера интересов:

Воспоминания о княгине Р. И прошлой жизни, размышления о политике, общение с людьми своего круга.

3.История героя:

«...воспитывался сперва дома... потом в пажеском корпусе... с детства отличался замечательной красотой... он был самоуверен, немного на­смешлив и как-то забавно желчен — он не мог не нравиться... вышел в офицеры... Его носили на руках... Женщины от него с ума сходили, муж­чины... завидовали ему... Ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввёл было гимнастику в моду между светской молодёжью) и прочёл всего пять, шесть французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном; блестящая карьера ожида­ла его. Вдруг всё изменилось». Встретил княгиню Р. «и влюбился в неё страстно». Она его любила, по­том охладела к нему и уехала за границу. Он вышел в отставку и отпра­вился за ней. Они снова сблизились, но ненадолго. Она избегала его. Он вернулся в Россию... «как отравленный, бродил он с места на место... он уже не ждал ничего особенного ни от себя, ни от других и ничего не предпринимал... Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро... Она скончалась в Париже... одинокий холостяк, всту­пал в то смутное, сумеречное время, время сожалений, похожих на на­дежды, надежд, похожих на сожаления, когда молодость прошла, а ста­рость ещё не настала... поселившись однажды в деревне, он уже не по­кидал её... Он стал читать, всё больше по-английски... всю жизнь свою устроил на английский вкус, редко видался с соседями... лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральными выходками и не сближаясь с представителями нового поколения».

4.Я – концепция героя:

«Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принсипов... принятых... на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя». «Если бы я продолжал служить, тянуть эту глупую лямку, я бы теперь был генерал-адъютантом». «Лич­ность... вот главное; человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней всё строится... Я живу в деревне, в глуши, но я не ро­няю себя, я уважаю в себе человека», «...аристократизм— принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пус­тые люди». «Нам дорога цивилизация».

5. Речевая характеристика Павла Кирсанова:

В отличие от Николая Петровича, Павел Петрович сразу же поражает своей конфликтностью. Он первым враждебно отреагировал на появление Базарова, подчёркивая его чужеродностъ презрительным то­ном и определением «волосатый». Он умеет быть молчаливым, погру­жённым в себя и даже в этом состоянии выражать внутреннюю агрес­сивность. Его необычность и непохожесть выражается не только во внешности, но и в речи: он ироничен, любит употреблять слова в непри­вычном звучании («эфтим», «принсйп») и витиеватые выражения, при­сущие людям его круга, иностранные слова, может быть резок, само­уверен, умеет ненавидеть и отстаивать свою правоту. Часто думает и отзывается о людях неуважительно (о Базарове, о Матвее Колязине, о нынешней молодёжи, подозревает Фенечку). Тургенев характеризует его так: «щегольски-сухая и страстная, на французский лад, мизантропиче­ская душа». Он умеет выражать своё презрение. Так, с Базаровым он «принимал чересчур аристократический вид и выражал свои мнения бо­лее звуками, чем словами».

Спорит он страстно, самозабвенно, темпераментно. Умеет быть холодным и высокопарным: «Засим, милостивый государь, мне остаётся только благодарить вас и возвратить вас вашим занятиям». И хотя он не романтик, книг не читает, стихов не цитирует, но вся его жизнь — сплошной роман: «погибшая жизнь», разрушенная любовью.

Истинный джентльмен, он безупречен во всём: вызывая Базарова на дуэль, он очень корректен. После дуэли, при отъезде Базарова, хочет быть великодушен — пожимает ему руку. Он сумел оценить мужество противника.

Финал его жизни завершает логику характера: живёт в Дрездене, общается с англичанами — с ними он сдержан; с русскими желчен, иро­ничен, но всё в пределах приличия. Шумит понемножку—таков итог жизни. А это приговор.

Его речь изобличает в нём человека нестандартного, волевого, сильного, неуступчивого.

6. Характеристика, данная другими героями:

Базаров: «Архаическое явление»... «Да, стану я баловать этих уездных аристократов! Ведь это всё самолюбивые, львиные привычки, фатство»; «старички Кирсановы»... «Я его назвал как следует, — идиотом»; «Бар­чуки проклятые». Николай Петрович. «Мой брат — человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый...»

Аркадий: «Он львом был в своё время... красавцем был, голову кружил женщинам... он, право, хороший человек». «Он скорее сожаления досто­ин, чем насмешки», «...он не раз выручал отца из беды, отдавал ему все свои деньги... всегда вступается за крестьян; правда, говоря с ними, он морщится и нюхает одеколон...»; «сердце у него предоброе. И он далеко не глуп».

Соседи. «И те и другие считали его гордецом, и те и другие его уважали за отличные, аристократические манеры, за слухи о его победах; за то, что он прекрасно одевался и всегда останавливался в лучшем номере лучшей гостиницы...»

7. Прямая авторская оценка:

«Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова», «...потеряв своё прошедшее, он всё потерял». «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и странная, на французский лад, мизантропическая душа». «Да он и был мертвец». «Он всё делает добро, сколько может; он всё ещё шумит понемножку: недаром же он был некогда львом; но жить ему тяжело... Стоит взглянуть на него в русской церкви, когда, прислонясь в сторонке к стене, он заду­мывается и долго не шевелится, горько стиснув губы, потом вдруг опомнится почти незаметно креститься...»

8. Судьба героя:

Уехал за границу. Живёт в Дрездене. Знается больше с англичанами и с проезжими русскими... «Он придерживается славянофильских воззре­ний... ничего русского не читает, но на письменном столе у него находит­ся серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».

Комплексный анализ, проведённый нами, помогает понять: задача автора — не противопоставление, но сопоставление героев. Мы видим, как глубоко Тургенев охватывает жизнь, знакомимся с разными людьми, так непохожими друг на друга. Различны истории их жизни и опыт, воз­раст и убеждения. Это разные отцы и разные дети. Но именно они, их прошлое и настоящее, объясняют происходящее в стране: общественный взрыв, ожидание реформ. Мы следим за стремительным развитием дей­ствия и наблюдаем за их жизнью. Для чего же Тургенев выбрал именно таких героев? Почему все они интересны ему? Видимо, их судьбы объяс­няют нам, читателям, что для человека важно в жизни, что делает его счастливым, как стать счастливым, почему люди страдают, что мешает им обрести любовь, понимание, поддержку. Во что они верят и во что не верят. Эти убеждения сделать человека счастливым или, наоборот, разрушить его жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: