Транспорт и промышленность Урала во второй половине 60-х, первой половине 80-х гг. XX в

Период начался со структурных изменений. В январе 1966 г. были упразднены совнархозы, снова вернулись к отраслевому управлению. Предприятия переводились на полный хозрасчет, расширялись их права. Взят курс на проведение экономических реформ. С 1967г начался массовый переход предприятий на новые способы хозяйствования, новую систему планирования и экономического стимулирования. Выросла экономическая роль обкомов партии, к ним перешли многие функции совнархозов. В 1969 году ликвидируется Уралплан. Период 1965-1985 гг. охватывает с 8 по 11ю 5летку. Шло выравнивание эк. потенциалов областей. Увеличение удельного веса перерабатывающих отраслей и понижается уд. вес добывающих. Уделялось внимание техническому перевооружению действующих предприятий. Снижение добычи камен угля в Свердловской, Челябинской области. Увеличение добычи нефти. Открыт первый конверторный цех (раньше везде был мартеновский способ). Развитие энергетики: запущена Рефтинская ГРЭС в Свердловской обл., атомный энергоблок, но энергии все равно не хватало. Развивалась перерабат. отрасли, но сокращение переживает тяжелое машиностроение. На ведущее место выходят среднее и легкое машиностроение (начинается строительство Камкабеля, Ижевск. автозавод). Легкая пром. отставала. Урал занимал 18 место из 19 пром. районов. Снижение темпов эк развития наблюдается по ряду причин: 1. Техника треб. обновления, 2. Истощение природных ресурсов, особенно рудных. 8ая 5летка (1966-70г). В Пермской обл. объем пром. пр-ва увеличился в 1,7 раза. Наибольшими темпами развивается химическая, электротехническая, нефтедобывающая, лесная отрасли промышленности. Получают развитие новые технологии: ЭВМ, первые АСУ (автоматизированные системы управления). Больше внимания уделяется качеству. Введение знака качества. В Пермской области строится Газобензинный завод, 2ой березниковский и Соликамский калийный комбинаты. Вводится в строй синтетический комплекс в Чайковском, заканчивается строительство Камкабеля. Добыча газа и нефти увеличивается в 2р. Начинается разработка нефти в Осе. Производство нефти увеличивается в 2 раза. 9ая 5летка (71-75г): Больше внимания отводится строительству (реконструкции предприятий) и технич. прогрессу. По Уралу введено более 4 тыс. механизированных и автоматизированных линий. Тесная связь с наукой. Появляются хоздоговоры. Уделяется внимание качеству. Закончено строительство 3-его Березниковского и Соликамского калийных комбинатов. Объем пром. пр-ва увеличился: в Свердловской области на 35 %, в Пермской - на 37 %, в Оренбургской - на 58 %, в Удмуртии - на 70 %. Изменения происходят в структуре промышленности. Машиностроение, хим. промышленность, добыча нефти и газа развивается наиболее успешно (самая лучшая 5летка). Транспорт: вед отраслью оставалось ж/д, вводится автоматизация, продолжается электрификация. Появляются новые ж/д: Белорецк – Оса, Челябинск – Каменск-Уральский, Магнитогорск – Белорецк. С конца 70-х гг. появляется диспропорция между возможностью провозить грузы и пропускной способностью ж/д станций. Увелич. объем автотранспорта, но автомобильных дорог было мало. (42 место по СССР). Строится газопровод Сургут-Альметьевск. Получает развитие авиация: вводятся в строй новые аэропорты в Свердловске, Челябинске, Уфе, Кургане, Оренбурге, Перми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: