Структуру бюджета можно рассмотреть в горизонтальном и вертикальном разрезах В горизонтальном она характеризуется составом доходов и расходов, а также их удельным весом. Вертикально структура бюджета рассматривается по уровню гос. власти и управления и характеризуется взаимосвязанными понятиями. А именно бюджетное устройство и бюджетная система.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюдж. ситемы, ее стр-ры, взаимосвязь между отдельными звеньями.
Принципы бюджетного устройства:
1) Выделение видов бюджета, функционирующих в данном гос-ве;
2) Установление принципов построения бюджетной системы;
3) Распределение доходов и расходов между звеньями бюджетной системы;
4) Определение характера и форм взаимоотношений между бюджетами.
Три варианта выделения видов бюджета:
1) Выделение гос бюджета (не видно проблем на местах);
2) Выделение отдельных региональных бюджетов (не будут финансироваться общегос. расходы);
3) Выделение бюджетов на каждом уровне административного деления. Централизованные бюджеты: гос. бюджет (ГБ), бюджеты федеративных образований. Децентрализованные: - центр.(г. Севас, г. Киев);
- децент. (обл. центры, районные, села, поселка).
Принципы построения бюджетной системы характеризуют взаимосвязь и подчиненность бюджетов:
1) Принцип целостности: утверждается совокупный бюджет на каждом уровне.
- единство доходов и расходов;
- управление из единого центра (МинФин).
2) Автономность означает, что каждый бюджет является отдельным звеном и формируется независимо от др. бюджетов:
- утверждается и исполняется каждым бюджетом отдельно;
- четко разграничиваются доходы и расходы между бюджетами;
- не ограничиваются права местных органов власти управления при утверждении и исполнении бюджета.
Бюджетная система Украины - совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных укладов и урегулирована нормами права.
Согласно указанному Закону бюджетная система Украины включает:
- Государственный бюджет;
- Республиканский бюджет Автономной Республики Крым;
- Местные бюджеты.
Местные бюджеты делятся по уровню административного деления:
- областные;
- городские (городов местного и районного подчинения с районным делением);
- бюджеты городов (областного и районного подчинения без районного деления);
- сел;
- поселков;
- районов в городах.
Бюджетная система Украины основывается на таких принципах:
1) принцип единства бюджетной системы Украины - единство бюджетной системы Украины обеспечивается единственной правовой базой, единственной денежной системой, единственной регуляцией бюджетных отношений, единственной бюджетной классификацией, единством порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности;
2) принцип сбалансированности - полномочия на осуществление расходов бюджета должны отвечать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период;
3) принцип самостоятельности - Государственный бюджет и местные бюджеты являются самостоятельными. Государственный бюджет не несет ответственности за бюджетные обязательства органов самоуправления. Точно также областные органы самоуправления не отвечают за бюджетные обязательства друг друга, а также за бюджетные обязательства государства. Самостоятельность подтверждается закрепленными доходами;
4) принцип полноты - в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и затрату бюджетов, что осуществляются в соответствии с правовыми нормативно актами органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления;
5) принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходы бюджета, что осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами;
6) принцип эффективности - при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны хотеть достижения запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств;
7) принцип субсидиарности - распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должен основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю;
8) принцип целевого использования бюджетных средств - бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями;
9) принцип справедливости и беспристрастия - бюджетная система Украины строится на основах справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными обществами;
10) принцип публичности и прозрачности - Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения относительно отчета об их выполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами;
11) принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездеятельность на каждой стадии бюджетного процесса.
4. Система доходов бюджета Доходы бюджета - все налоговые, неналоговые и другие поступления на безвозвратной основе, исправление которых предусмотрено законодат-вом Украины (включая трансферты, подарки, гранты);
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:
- это прямое изъятие доходов из государственного сектора.
- получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.
- перераспределение доходов среди юр. и физ. лиц с помощью налогов.
- привлечение ссуд, кредитов.
Суть первого метода: В гос секторе само гос-во осуществляет предпринимательскую деят-ть. При этом во взаимоотношениях гос. предприятий с бюджетом может использоваться как прямое изъятие доходов (путем платежей и прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях.
В условиях рыночной эк-ки, гос-во изымает лишь налоги, в то время как в условиях административной эк-ки преобладает прямое изъятие доходов в бюджет.
Второй метод: доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются в зависимости от объемов собственности государства. Платежи за ресурсы: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за использование недр при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем поступления от гос-ной собственности в Украине минимальны и составляют около 2 процентов от общего объема поступлений в бюджет.
Третий метод, налоговый, он формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юр и физ лиц. Причем прямое изъятие доходов в гос секторе может осуществляться только на основании законов.
Четвертый, ссудный метод, который формирует доходы в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги (95-98 %), а ссуды лишь 2-5%.
Кроме реальных доходов бюджета, которые формируются на основе вышеперечисленных методов, государство может использовать для исполнения бюджета эмиссионный доход. Но в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется, что и приводит к экономическому кризису в стране.
Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние хар-ют международное перераспределение финанс. рес-ов и могут формир-ся на основе след. методов:
- прямое перераспределение (например, репарация);
- международный кредит;
- налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи);
- валютное регулирование; - ценовой механизм.
Система доходов бюджета Украины отражает методы их формирования. Они характеризуются такими поступлениями:
Налоговые поступления:
а) прямые налоги (налог на прибыль п/я; НДФЛ; земельный налог (плата за землю), налог с собственников транспортных средств; налог на промысел);
б) непрямые налоги (косвенные): НДС, акцизный сбор, пошлина;
в) платежи за специальное использование природных ресурсов (лесной доход, плата за воду, плата за полезные ископаемые);
г) платежи за гос. услуги, рентные и компенсац-ные доходы (гос.пошлина, рентные платежи за нефть и газ, добываемые в Укр, на геолого-разведывательные работы и др;
д) местные налоги и сборы.
Неналоговые поступления и сборы:
- от приватизации имущества гос предприятий;
- от реализации гос материальных резервов;
- от реализации драгоценных металлов и драгоценных камней и другие.
Взносы в целевые фонды (ежегодно изменяются):
- сбор на обязательное страхование на случай безработицы (фонд обязательного государственного страхования в Украине на случай безработицы);
- платежи в фонд социальной защиты инвалидов;
- сбор за загрязнение окружающей среды;
- поступления и сборы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и др. фонды.
Доходы от операций с капиталом. Эта группа доходов охватывает:
- поступление от продажи основного капитала (сооружение, оборудование, самолеты, бесхозное жилье, драгоценные металлы и камни);
- поступления от продажи гос запасов товаров (стратегических материалов, зерна и т.д.);
- поступления от продажи земли и нематериальных активов;
- налоги на финансовые операции и операции с капиталом.
Официальные трансферты. Эта группа доходов включает в себя бесплатные и безвозвратные платежи, полученные от других органов гос управления, негос источников международных организаций, а именно: дотации (текущие платежи), субвенции (капитальные платежи), другие поступления.
Используя постоянные изменения законодательной базы, возможные уточнения в классификации доходов бюджета.
По условиям формирования государственные доходы могут быть:
а) безвозвратные – это собственные доходы государства и доходы, которые поступают от других субъектов бюджетных отношений;
б) возвратные – это гос. займы, за пользование которыми требуется плата и займы в полном объеме и должны быть возвращены в назнач. соглашением срок.
По уровню централизаций гос. доходы делятся:
1. централизованные – которые концентрируются в госбюджете и др. целевых фондах;
2. децентрализованные – которые используются по месту их создания на госпредприятиях и в бюджетных организациях (прибыль и амортизация).
5. Система расходов бюджета Расходы бюджета - средства, которые направляются на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом, за исключением средств на погашение основной суммы долга и возвращения излишне оплаченных в бюджет сумм.
Расходы бюджета – расх. бюджета и ср-ва на погашение основной суммы долга.
Расходы Гос бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами – Бюджетным кодексом., Законом о Гос бюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юр актами органов власти.
Начиная с 2000 года в Гос Бюджете, в его расходной части предусматриваются два фонда – общий и специальный.
В Бюджетном кодексе предусмотрено четкое разграничение полномочий, а также механизм делегирования полномочий между уровнями бюдж. системы.
Межбюджетные трансферты – это отношения между государством, Автономной республикой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Укр.
Целью регулирования меж бюджетных отношений является обеспечения соответствия между полномочиями на осуществления расходов, закрепленных законодательными актами Украины по бюджетам, и бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать выполнение этих полномочий.
Ст.82 Бюджетного кодекса предусматривает виды расходов на осуществление полномочий, которые должны финансироваться из Гос. Бюджета. Это расходы на обеспечения конституционного строя гос-ва, гос целостности и суверенитета независимого судопроизводства, а также другие предусмотренные этим кодексом расходы, которые не могут быть переданы на исполнения АРК и местному самоупр-нию.
Гос-во может передавать Совету министров АРК органам местного самоуправления право на осуществление расходов только по условиям соответствующей передачи бюджетных ресурсов в виде закрепленных за соответствующими бюджетами общегос налогов и сборов (обязательных платежей) их части, а также трансфертов и Гос.Бюджета Укр.
В ст. 87 перечислены гос программы, которые финансируются из Гос.Бюджета.
К расходам, которые финансируются из Гос.бюджета относятся расходы на:
1) гос управление (законодательную власть; исполнительную власть; президента)
2) судебную власть;
3) международную деятельность;
4) фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса гос значения, международные научные и информационные связи гос значения;
5) национальную оборону;
6) правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;
7) образования;
- специализированные школы (в том числе школы-интернаты), основанные на гос форме собственности;
- общеобразовательные школы социальной реабилитации;
8) охрану здоровья;
9) соц защиту и соц обеспечение;
- гос специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей и др..)
- гос программы социальной помощи (денежная помощь беженцам, компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия социальной защиты инвалидов; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымско-татарского народа ц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины).
- Господдержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имею статус обще украинских;
- Госпрограммы и мероприятия относительно детей, молодежи, женщин, семей;
- Гос программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;
10) культуру и искусство;
11) гос программы поддержки телевидения, радиовещания, прессы, книгоиздательства, информационных агентств;
12) физическую культуру и спорт;
13) госпрограммы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики;
14) программы реставрации памятников архитектуры государственного значения;
15) гос программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики,
16) гос инвестиционные программы;
17) гос программы относительно ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности, предотвращение, ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихий;
18) создание и пополнение запасов и резервов;
19 обслуживание гос долга;
20) проведение выборов и референдумов;
21) другие программы, которые имеют исключительно государственное значение.
Финансирование отдельных программ экономического и социального направлений по месту реализации этих программ осуществляется через механизм меж бюджетных трансфертов.