Сущность критериев социальной ответственности бизнеса

Одни авторы предлагают в качестве главного критерия оценки социальной ответственности бизнеса неукоснительное выполнение обязательств перед клиентами, партнерами, персоналом и государством, полную прозрачность компании. [4, с. 68]

Другие авторы считают, что основными критериями социально ответственной компании являются: своевременная и в полном объеме уплата налогов, неукоснительное выполнение требований законодательства, производство качественной продукции и оказание качественных услуг населению.

Говорить о социальной ответственности компании можно, когда компания: создает новые рабочие места, производит качественные товары и оказывает качественные услуги населению, платит налоги в полном объеме, не имеет задолженности по выплате заработной платы своим сотрудникам, а также не имеет задолженности перед своими партерами. [5, с. 30]

Именно эти критерии являются первоочередными в процессе отнесения компании к тому или иному уровню социальной ответственности.

Следующим критерием, предлагаю рассмотреть отношение наименьшей заработной платы в компании к прожиточному уровню в регионе. Значение этого показателя может быть меньше единицы, это значит, что сотрудники получают заработную плату меньше прожиточного уровня, и в таком случае компания может быть отнесена к низкому уровню социальной ответственности, даже если компания реализует любые благотворительные акции. Если значение данного показателя будет равно единице или больше единицы, то компания будет отнесена к высокому уровню социальной ответственности и должна рассчитываться через систему следующих критериев: мотивация, инициатива, критерии отбора получателей средств, связь с основной деятельностью, управляющая структура, ресурсы, используемые механизмы финансирования, частота реализации и социальный эффект, влияние на основную деятельность. [15, с. 12]

Мотивация отражает, чем руководствуется компания при принятии решений об осуществлении социальных инвестиций. В качестве мотивов можно отнести следующее: желание улучшить благосостояние своего персонала, желание помочь нуждающимся, стратегический интерес компании (улучшение имиджа компании, улучшение взаимоотношения с властями, привлечение новых клиентов, получение большей прибыли).

Критерий инициатива показывает, от кого исходит предложение об осуществлении социально направленного проекта. Инициатива может исходить со стороны, когда в компанию обращаются с просьбой выступить в качестве спонсора, благотворителя или компания может сама выдвинуть предложение реализовать какой – либо социальный проект.

Критерий отбора получателей средств показывает, на кого направлена социальная политика и чем руководствуется компания при определении благополучателей. [13, с. 33]

При осуществлении социальной политики может либо прослеживаться, либо отсутствовать ее связь с основной деятельностью компании.

Критерий управляющая структура показывает механизм принятия решений о социальных инициативах. Например, могут быть следующие варианты:

- вопросами социальных инвестиций и благотворительности занимается руководитель компании;

- в компании есть специалист, который принимает решения;

- в компании создан специальный отдел, который рассматривает поступившие заявки, а также сам выдвигает инициативы по осуществлению социальных, благотворительных программ.

Критерий ресурсы показывает, в чем проявляется помощь благотворителя. Это могут быть материальные вложения, собственная продукция, добровольный труд персонала. [14, с. 48]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: