Изучение вновь введенной дидактической единицы учебного материала в сравнении с другой дидактической единицей, которая с ней органически связана

Для формирования у младших школьников правильных представлений и понятий каждая дидактическая единица должна рассматриваться в сравнении с другой. К. Д. Ушинский называл сравнение основой формирования понятий, равно как и основой всякого мышления. Если вы хотите, отмечал он, чтобы какой-нибудь предмет внешней природы был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и находите в нем сходство с самыми отдаленными от него предметами: только тогда вы выясните для себя все существенные признаки предмета, а это значит, понять предмет.

Для мышления младших школьников характерны наглядные представления, поэтому они часто считают существенным признаком какого-либо понятия его внешние черты. Так, многие ученики младших классов считают существенным признаком предложения большую букву в его начале и поэтому готовы назвать предложением любую группу слов, в которой первое слово написано с большой буквы. В этом случае сравнение большой буквы в первом слове предложения и в имени собственном, сравнение двух групп слов, одна из которых бессмысленна, а другая несет в себе связную информацию, помогают наглядно показать ученикам тот самый главный признак, который дает право назвать группу слов предложением, отделить его существенный признак — относительную полноту информации — от признаков несущественных.

Роль сравнения в обучении важна, но необходимо учитывать, что оно является эффективным средством познания только тогда, когда ученики умеют правильно осуществлять эту операцию. По способу выполнения сравнения ученики делятся на две группы: у одних главенствуют признаки различий, у других — сходства. По характеру выполнения самой операции также выделяются два типа. Одни ученики, среди которых, как правило, оказываются слабоуспевающие, сравнивают предметы поэлементно, аналитически, с бессистемной фиксацией случайно выделенных деталей, без осмысления объекта в целом. Другие учени-

ки выполняют операцию сравнения синтетически, с объединением сопоставляемого материала по смыслу, с определенной систематичностью. Однако в любом случае, если в результате сравнения ученик выделяет только различия двух объектов или только их сходство, то формирование соответствующего понятия затормаживается.

Помимо того что сравнение позволяет глубже проникнуть в суть изучаемого понятия, возможность постоянно логически связывать элементы или единицы материала является существенным фактором, снижающим интеллектуальное напряжение. Детям значительно легче анализировать любой объект, сравнивая и сопоставляя его с другим. Например, при анализе морфемного состава слова ученики младших классов допускают много ошибок, если им дано одно слово. Но если предложить им два-три однокоренных слова, то, сравнивая их между собой, ученики справляются с заданием более успешно. И наконец, при сравнении мыслительная деятельность учеников максимально активизируется за счет актуализации всех имеющихся у них знаний о сравниваемых предметах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: