Расходы организации подразделяются на следующие виды:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности – это расходы по видам деятельности, ради которых организация создавалась, т. е. предусмотренные ее уставом. Такие расходы могут быть связаны с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходы по обычным видам деятельности можно классифицировать более детально – по элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
Каждый из перечисленных элементов объединяет однородные виды расходуемых ресурсов.
Материальные затраты понимаются шире, чем это следует из их названия.
В их составе отражаются следующие статьи затрат:
- работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями или собственными подразделениями организации;
- приобретение сырья и материалов, используемых на производственные или хозяйственные нужды, комплектующих изделий и полуфабрикатов, инструментов и инвентаря;
|
|
- приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.
К работам и услугам производственного характера относятся:
– выполнение отдельных операций по изготовлению продукции,
– контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств;
– транспортные услуги сторонних организаций и структурных подразделений самой организации по перевозкам грузов внутри организации.
Стоимость материальных ресурсов отражается по ценам их приобретения без учета НДС и независимо от момента фактической оплаты.
К материальным затратам относятся также потери материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Из материальных затрат вычитается стоимость возвратных отходов.
Размер материальных затрат при списании сырья и материалов определяется одним из следующих методов оценки:
- по стоимости единицы запасов;
- по средней стоимости;
- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
Затраты на оплату труда включают зарплату работников организации и другие начисления работникам в денежной и натуральной форме, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (включая премии и отпускные).
Отчисления на социальные нужды включают в себя обязательные начисления на заработную плату работников – страховые взносы. Кроме того, в состав этого элемента затрат (с некоторыми ограничениями) включаются начисления по договорам добровольного страхования, которые организация может заключать со страховыми организациями в пользу своих работников.
|
|
Амортизация как экономический элемент затрат включает суммы амортизационных отчислений по основным средствам, а также по другим внеоборотным активам, по которым подобные отчисления предусмотрены. Более подробно амортизационные начисления будут рассмотрены далее.
Прочие затраты включают затраты, связанные с основной деятельностью организации, не включенные в перечисленные выше элементы.
К этому элементу относятся, в частности, затраты по следующим статьям:
- налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с законодательством (за исключением НДС и сборов, имеющих характер штрафов, пеней и санкций);
- отчисления в страховые фонды и резервы, в частности, связанные с ремонтом оборудования;
- платежи за выбросы загрязняющих веществ;
- потери от брака;
- расходы на обеспечение пожарной безопасности;
- расходы на обеспечение нормальных условий труда и на лечение профессиональных заболеваний работников организации;
- оплата командировочных расходов;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- арендная плата;
- расходы на содержание служебного транспорта;
- представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций;
- оплата услуг связи, информационных, юридических и аудиторских услуг.