Задание № 6 Чтение схем слов (методика Н.В.Нечаевой)

Назначение задания. Выявить готовность психологических и психофи­зиологических функций, обеспечивающих чтение, — умение осуществ­лять звуковой синтез и соотносить письменный ход со звуковым (переко­дирование, но обратное тому, что делает ребенок при диктанте).

Организация работы. Каждый ребенок получает лист с рисунками жи­вотных и нарисованными тут же схемами слов, соответствующих назва­ниям этих животных, но расположенными не по порядку, а в разбивку. Дети должны при помощи соединительных линий установить соответ­ствие между названием животного и его схемой. Работа выполняется про­стым карандашом. Листы с рисунками могут быть многоразового исполь­зования, если при стирании линии не остается следа от карандаша.

Как и в задании № 5, желателен опыт выполнения подобных зада­ний. Требования отбора слов (названий животных или других предме­тов) для тренировочных упражнений те же, что и в задании № 5: нельзя использовать те картинки, которые даны в диагностическом задании; возможны только те названия животных (других предметов), в которых количество звуков совпадает с количеством букв, исключая слова с бук- вой «и»; возможны названия с безударными гласными и с оглушением согласных.

Инструкция. «Дети, сегодня вы попробуете "читать" слова, написан­ные не буквами, а кружками». Далее разбирается образец. Для этого на доске рисуются две схемы:

ООО

ОООО

Рядом с первой схемой прикрепляется картинка, изображающая, на­пример, волка, а рядом со второй — сома. «Кто нарисован на этой кар­тинке? Волк. Какой набор кружков подходит к этому слову? Читаем вме­сте первую схему: ООО = В-О-Л-К. Эта схема не подходит, здесь меньше кружков, чем нужно. Читаем вторую схему: ОООО = В-О-Л-К. Схема под­ходит. Соединим линией схему и картинку». Так же разбирается и чтение слова «сом». «Теперь то же самое вы сделаете на своих листочках. Возьмите в руки карандаш, тихо произнесите название нарисованного животного, найдите, какой набор кружков соответствует этому названию, и соеди­ните линией схему и картинку. Не смущайтесь, если линии будут пересе­каться, как это вышло на нашем образце. Итак, каждую картинку вы со­едините линией с соответствующими кружками».

Оценка чтения схем слов:

1-й уровень — все связи определены правильно;

2-й уровень — три-четыре связи определены правильно;

3-й уровень — одна-две связи определены правильно;

4-й уровень — все связи определены неправильно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: