Влияние конкуренции на ценовую систему

Неоклассическая школа политэкономии, расцвет которой проходится на 19 век, еще более точно и полно представила влияние совершенной конкуренции на ценовую систему. Особенно значимым в этом смысле можно считать неоклассические концепции А.Маршалла. Развивая основные положения классиков, он более последовательно и полно обосновал механизм автоматического установления равновесия на рынке с помощью совершенной конкуренции и действия законов предельной полезности и предельной производительности. При этом А.Маршалл пошел гораздо дальше. Им впервые были подвергнуты критики условности модели чистой конкуренции. Разработка теории анализа частичного и долгосрочного устойчивого равновесия на рынке, а также учет развития технологии и потребительских предпочтений при определении относительных цен позволили создать основы теории новой модели конкуренции – монополистической.

Основной сферой противоборства неоклассической школы и нового зарождающегося направления стали дискуссии вокруг вопросов ценообразования, начавшиеся с появлением работы П.Сраффы «Закон получения доходов в условиях конкуренции». Автор на конкретных примерах показал, что под влиянием расширения масштабов производства крупные предприятия получают дополнительные преимущества, которые они могут реализовать, только нарушая действия механизма чистой конкуренции и оказывая непосредственное влияние на ценообразование.

Работы Дж. Робинсон и Э.Чемберлина подытожили дискуссию о характере ценообразования в условиях монополии и возникновении неценовых форм конкуренции. Основной недостаток в описании монополии классической и неоклассической школами заключается в том, что в исследованиях уделялось большое внимание координирующей роли цены в долгосрочном равновесии. В связи с этим, монополия имеющая все признаки краткосрочного периода, не представляет особого интереса.

На самом деле теория монополии вообще не входила в экономическую теорию до 1838года, пока А.О.Курно не установил равенство между маржинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуополии (позднее – олигополии).

Таким образом, к середине 20века сформировалось общее представление о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей: чистой конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии. Данные модели и по настоящее время являются отправной точкой в исследовании конкуренции и конкурентных преимуществ.

Вопросы для самоконтроля.

1.В каком веке сформировалось общее представление о сущности конкуренции и ее основных движущих силах?

2.Кто является автором работы «Закон получения доходов в условиях конкуренции»?

3.Кто установил равенство между маржинальным годовым доходом и равновесной монопольной ценой и предложил на этой основе теорию чистой монополии и дуополии (позднее – олигополии)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: