Женская идентичность

Теперь рассмотрим кризисные проявления. На каких константах женского самоутверждения она боится?

1. Установка на материнство как основную сферу самореализации женщины. В обыденном сознании большинства людей «женщина прежде всего — мать». Материнство — радость и вместе с тем обязанность каждой женщины (я как женщина и как мать). существования.

2. Стремление быть хорошей хозяйкой. Роль хозяйки дома — очень значимая для самоутверждения женской идентичности роль. Пред­мет гордости женщины — порядок, уют в доме, вкусная еда. Признание хозяйственных успехов женщины весьма значимая составляющая ее позитивной самооценки.

3. Ориентация на сферу межличностных отношений и достижение компетентности как субъект взаимодействия. В рамках центрированного на отношениях подхода, разработанного Джин Миллер, главная движущая сила в жизни женщины — постоянное стремление к общению, взаимности, отзывчивости. Интерес, искренность, способность активно действовать, ощущение собственной ценности возрастают, когда женщина принимает участие в отношениях с людьми. Центрированная на отношениях модель психологии женщины подчеркивает важность эмоциональной близости с людьми [Миллер Дж., 2001]. Включенность в социальное взаимодействие и личные отношения играют большую роль для формирования и развития идентичности женщины.

4. Привлекательная внешность и установка на сохранение привлекательности как важного женского ресурса взаимодействия с окружающими. Внешность как составляющая образа «Я». Соответствие характеристик внешности современным «эталонам красоты» существенно повышает самооценку женщины.

Перечисленные субъективные конструкции, выступающие в качестве важных оснований построения идентичности женщины, акцентируются в работах многих современных исследователей. Так, к примеру, в 2002 году было проведено крупное общероссийское социологическое исследование российских женщин как особой социальной группы, в котором выяснялись их жизненные стремления, основные проблемы, отношения в семье, представления об основных формах тендерного неравенства и т. п. Результаты показали, что главными составными качествами образ идеальной женщины оказались привлекательная внешность, любовьк детям.

Если женщина длительное время оказывается в ситуации невозможности поддерживать стандарт общепринятого фемининного поведения, то это подрывает основы ее самоутверждения, вселяет в сознание чувство неполноценности, ущербности, провоцирует появление состояния, которое может быть квалифицировано как кризис идентичности. Феномен кризиса женской идентичности в современной литературе определяется как кризис женской роли [Здравомыслова Е., Темкина А., 2002bJ или кризис двойной идентичности [Здравомыслова О.М., 2003]. Кризис двойной идентичности обусловлен обострением для женщин конфликта семьи и работы.

Как считает О.М. Здравомыслова [2003], признаки кризиса начали наблюдаться уже в самом начале 1990-х годов, когда был разрушен контракт «работающей матери». Прямой контракт женщины с государством основывался на идее ее биологического предназначения и мобилизации ее продуктивных и репродуктивных способностей. Социальная политика советского государства была направлена на защиту женщины, как работница и мать она имела немало льгот и привилегий. Разрушение контракта «работающей матери» было предопределено общей сменой, направления социальной политики государства, которая в 1990-е годы была переориентирована на постепенное освобождение государства от прямого регулирования социальных процессов и отмену финансирования выплат, льгот и компенсаций [Здравомыслова 2003. С. 26).

Типы

Тип «домашних женщин»41% ориентирован на воспитание хороших детей, наличие надежных друзей, на честно прожитую жизнь, уважение окружающих.

«Труженицы»36 %, сохраняя эти же цели в качестве своих жизненных устремлений, плюс к тому ориентированы также на интересную и престижную работу, возможность заниматься любимым делом, на хоро­шее образование.

«Карьеристки»16% (это название не содержит в себе никакого нега­тивного оттенка и связано только с тем, что стержнем специфических для этой группы жизненных ориентации выступает стремление сделать карьеру) имеют самый широкий спектр жизненных устремлений. Этот тип включает в себя тех женщин, которые плюс к жизненным целям предыдущих типов либо уже имеют, либо уверены, что им по силам иметь собственный бизнес, сделать карьеру, побывать в разных странах мира, попасть в определенный круг людей.

«отчаявшиеся» 7%, включает в себя женщин, которые по своим стремлениям очень близки к «домашним женщинам», но считают, что не смогут реализовать в своей жизни характерные для этой группы жизненные цели и, прежде всего, создать счастливую семью, воспитать хороших детей и т. п.

Анализируя результаты исследований, представленные в современных отечественных публикациях, посвященных проблемам мужской и женской идентичности, можно прийти к заключению, что женщины лучше справляются с кризисом идентичности и больше усилий прилагают для конструирования своей идентичности в новых социальных условиях.

Так, например, польская исследовательница Иоланта Милюска [1999], изучая особенности идентичности мужчин и женщин в жизненном цикле, пришла к заключению, что чем более сложен путь развития (а это характеризует прежде всего женщин), тем больше шансов создание зрелой идентичности. Она пишет: «Потребность качественного выполнения традиционных женских ролей в трудных экономических условиях приводит к тому, что женщины достигают превосходства с точки зрения идентичности по сравнению с мужчинами. Важным фактором, увеличивающим возможность достижения женшинами идентичности, является конфликт, который создается нажимом природы и культуры для исполнения определенных ролей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: