В дорожном строительстве объемы выемок и насыпей определяют по- пикетно с учетом типа и размеров соответствующих поперечных профилей и рабочих отметок на границах пикетов. Полученные в результате расчетов геометрические объемы земляных сооружений принято называть профильными.
Теоретические положения подсчета профильных (геометрических) объемов железнодорожного земляного полотна приведены в [1, 2, 8]. В данном пособии использована методика проф. С.П. Першина, изложенная в [2]. Вычисления выполняются в два этапа:
– сначала определяются так называемые основные объемы сооружения (выемки, насыпи) по формуле
, (1.4)
где В – ширина выемки по низу, м, насыпи – по верху; L – длина расчетного участка, м; Н1 и Н2 – рабочие отметки на границах расчетного участка, м;
– затем подсчитываются поправки к основным объемам (дополнительные объемы).