Методика предельных смыслов является индивидуальной по форме проведения и диалогической по своей природе. Она не Требует никакого оборудования или специальных бланков, кроме карандаша с бумагой, на которую экспериментатор будет записывать ход диалога. Методическая процедура представляет собой структурированную серию вопросов и ответов. Вопросы, задаваемые экспериментатором, имеют вид: "Зачем люди делают то-то?" Первый вопрос обычно задается по отношению к каким-либо повседневным занятиям, например "Зачем люди смотрят телевизор?" Ответ должен соответствовать вопросу, то есть начинаться со "чтобы...", но не "потому что..." Как правило, бывает несколько ответов, например: "Чтобы отдохнуть", "Чтобы знать, что происходит вокруг", "Чтобы не думать". Записав все ответы, экспериментатор задает следующий вопрос: "'А зачем людям отдыхать?" — "Чтобы восстановить силы." — "А зачем восстанавливать силы?" — "Чтобы успешнее трудиться." — "А зачем успешнее трудиться'.'" и т.д. Словесные формулировки смыслов, данные в ответ на вопрос "Зачем?", мы называем категориями. Примеры категорий из вышеприведенного примера: "отдыхать", "не думать", "знать, что происходит вокруг", "восстанавливать силы" и т.д. За исключением исходной категории, задаваемой в первом вопросе, в каждом последующем фигурирует категория, данная испытуемым в ответ на предыдущий вопрос.
|
|
Цепь кончается при выявлении предельного смысла, дальше которого испытуемый уже не в состоянии ответить на вопрос "зачем?", реагируя либо тавтологией ("Жить чтобы жить"), либо ссылкой на природу человека, устройство мира и т.п. Часто встречаются псевдопредельные смыслы — категории, вопрос о смысле которых ставит испытуемого в тупик и он просто отказывается отвечать. Опыт показывает, однако, что настойчивость экспериментатора часто позволяет испытуемому преодолеть этот барьер и выйти на новый уровень осмысления. Можно использовать при этом стимулирующие высказывания типа: "Я и не жду, что у Вас есть сразу готовый ответ, подумайте немного".
Выйдя на предельный смысл и удостоверившись в этом, экспериментатор возвращается к оставленным на предыдущих этапах разветвлениям ответов: "Зачем людям знать, что происходит вокруг?" и аналогичным образом прослеживает их до предельного смысла. Эта процедура повторяется со всеми категориями, которые назывались испытуемым на каком-либо этапе беседы. Хотя количество ответов на каждый вопрос инструкцией не ограничивается, уже после второго-третьего шага испытуемые, за редкими исключениями, дают единственный ответ на каждый вопрос, что подтверждает проективный характер ответов. Нередко новые цепи вливаются в уже имеющиеся. Если испытуемый дал в ответ на один из вопросов категорию, которая уже ранее встречалась, рекомендуется все равно задать к ней вопрос "Зачем?". "Зачем люди едят?" — "Чтобы восстановить силы.
|
|
" —"А зачем восстанавливать силы?" Если будет воспроизведен ответ "Чтобы успешнее трудиться", можно на этом остановиться; новая цепь просто влилась в уже существующую. Испытуемый, однако, может ответить иначе, и тогда диалог следует продолжить до нового предельного смысла. Встречаются тавтологические круги, например: "Зачем людям выделяться7" — "Чтобы их запомнили." — "А зачем им, чтобы их запомнили?" — "Чтобы не быть забытыми." — "А зачем не быть забытыми9" — "Чтобы запомнили." Разорвать такой круг можно вопросом: "А зачем людям, чтобы их запомнили и не забыли?"
После прослеживания всех упомянутых испытуемым категорий до конца процедура повторяется заново, уже с другой категорией в качестве исходной: "Зачем люди играют в футбол, едят, пьют, лгут, убивают, путешествуют, пишут диссертации, занимаются любовью...". Сам выбор этих исходных категорий не особенно важен, поскольку уже через 1—2 шага испытуемые отрываются от конкретных занятий и выходят на общие смыслы. Количество исходных категорий и их конкретный набор можно варьировать, исходя из задач исследования и в зависимости от его протекания. При наличии у испытуемого разветвленного, структурированного мировоззрения даже после часа работы и 40—50 полученных категорий оно может быть отнюдь не исчерпано, хотя такой объем материала вполне достаточен для обработки и анализа. С другой стороны, из многих испытуемых не удается вытянуть больше, чем 10—12 неповторяющихся смыслов. Даже при самой низкой продуктивности испытуемых нет смысла использовать более 4 исходных категорий, а при высокой достаточно и одной.