Средства и методы сенсорного воспитания детей

С детьми раннего возраста сенсорное воспитание осуществляется через предметную деятельность. Первоначально ребёнок просто манипулирует предметами. Конечно же, об обследовательских действиях здесь не может быть и речи. Первыми игрушками ребёнка являются разноцветные яркие игрушки-погремушки. Благодаря им, ребёнок воспринимает цвет, форму, звучание предметов. Примерно с 1,5 лет можно вводить в словарь ребёнка названия цветов, формы предметов, даже высоту звуков. Конечно, ребёнку ещё достаточно трудно различать и называть все цвета и оттенки спектра, достаточно, чтобы ребёнок этого возраста знал четыре основных цвета, слияние которых и образуют спектр: красный, жёлтый, зелёный, синий. Форма предметов тоже сводится к трём основным: круг, квадрат, треугольник. С этого возраста идеальным средством сенсорного воспитания будут такие дидактические игры и игрушки как пирамидка (идеальная, универсальная игрушка), логика, логические кубы и их разновидности, вкладыши, детские пазлы и т.д. Играя в пирамидку, ребёнок осваивает цвет и величину предметов. Существуют такие разновидности пирамидок, благодаря которым ребёнок осваивает и форму предметов. Высоту звуков мой ребёнок например, начал различать примерно к двум годам. Сначала мы с моей дочерью играли в погремушки, и она различала их по звучанию, затем ей купили детский металлофон с разноцветными пластинками и мы играли с ней так: я стучала по большим пластинкам (низкий звук) и говорила, что идёт медведь, а затем я стучала по маленьким пластинкам (высокий звук) и говорила, что бежит мышка. Сейчас мы уже осваиваем пианино, и моя дочь сама показывает, где ходит медведь, где бродит волк, где лиса пробегала, где зайчик прыгает или, где крадётся мышка.

Ещё одно средство сенсорного воспитания детей – это природа. Вы практически ежедневно ходите гулять с ребёнком. Вот и прекрасно – познание природного мира осуществляется при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания. В природе очень много всего интересного, что можно наблюдать, потрогать, понюхать, услышать. Уже с полутора лет можно проводить наблюдения за природными явлениями и играть с природными материалами.

Что можно наблюдать на прогулке? Весной – появление первых цветов и зелени (обратить внимание, какой нежный зелёный цвет у травы и деревьев). Предложить послушать пение птиц, журчание ручейка. Разрешите ребёнку потрогать первую травку, залезть в лужу и дотронутся до воды (в разумных пределах, конечно же), моя дочь вчера трогала руками последний снег, мы с ней пробовали слепить из него чего-нибудь, но у нас ничего не получилось. Ещё, весной можно ощутить лёгкое дуновение ветерка и т.д.

Летом – очень много цветов. Можно рассматривать цветы, определять их цвет, размер, форму, ощущать запах цветов и т.д. Летом можно ходить босиком по траве или песку, можно даже поваляться в траве, ощутить запах луга. Это всё тоже способствует сенсорному развитию ребёнка. Если вы попали в лес, то там можно рассматривать грибы (они тоже разного цвета, формы и по-разному пахнут), можно собирать ягоды (помимо цвета, формы и размера ягоды можно попробовать и на вкус). Кроме этого, летом можно играть с песком и с водой – это тоже будет являться средством сенсорного воспитания. Игры с песком хорошо развивают мелкую моторику рук. Можно просто трогать песок руками, мять его пересыпать с места на место (как правило это делают дети раннего детва). Ребята постарше могут делать поделки из песка и другого природного материала. Кроме этого, дети умеют определять мокрый песок (из него можно лепить поделки) или сухой (ничего не получится). Первоначально они определяют влажность песка с помощью тактильных ощущений, а в старшем дошкольном возрасте – с помощью зрительного анализатора.

Осень – вообще благоприятная пора для сенсорного воспитания. Сколько вокруг ярких красок, шороха листьев, различных запахов. Так, в лесу или в парке ребёнка учат различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у ивы – зеленовато-жёлтого, у осины – красного или лилового. Кроме этого птицы осенью поют по-особому, листья шуршат под ногами, детям это безумно нравится. В лесу или парке можно набрать всякой всячины, с которой потом можно играть. Например, я со своим ребёнком собирала еловые и сосновые шишки, жёлуди, красивые камешки. Дочке было в то время 1 год и семь месяцев и она просто обожала перекладывать этот природный материал из ведёрки в корзинку и наоборот, она раскладывала его на полу или на столе, что-то по-своему приговаривала – это всё очень полезно для развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь непосредственно связана с развитием речи.

Зима – не менее значимый сезон для прогулок и наблюдений. Главное зимой – игры со снегом. Играя со снегом, дети изучают свойства снега. Младшим дошкольникам обязательно должны потрогать снег, чтобы определить липкий он или нет. Старшие же дошкольники уже по погоде и по внешнему виду определяют липкий снег или нет. Ещё дети определяют, какой снег холодный, ощущают фактуру снега – в некоторые дни снег мягкий и пушистый, а иногда бывает шершавый и колючий. Зимой наблюдается дефицит красок, поэтому можно сделать разноцветные льдинки и украсить ими кустик под вашим окошком. Малышу это понравится. Возьмите силиконовые формочки для льда (сейчас их можно найти любой формы), добавьте в простую воду краску любого цвета (лучше гуашь), залейте этой водой формочки, в каждую формочку положите нитку в форме петельки и поставьте на мороз. Утром ваши льдинки будут готовы, и Вы сможете учить или закреплять названия цветов.

Природные явления – это ещё и средство развития умения ориентироваться во времени (в частности, речь идёт о смене сезонов). Дети сначала ориентируются в смене времён года, затем в смене частей суток, в старшем возрасте ориентируются в днях недели и в смене месяцев года, и наконец – ориентируются во временных промежутках (минута, 5 минут, 10 минут, 15 минут, час и т.д.).

Следующее средство сенсорного воспитания – творческая деятельность дошкольников. Творческая деятельность – это самая благоприятная деятельность для развития обследовательской деятельности. Прежде, чем что-то нарисовать или слепить или сделать аппликацию необходимо рассмотреть предмет и выделить его особенности. Задавайте ребёнку вопросы при рассматривании предметов, которые позволят выделить эти отличительные особенности предметов. Например, при рисовании яблока обследуйте с ребёнком предмет, обратите внимание сначала на контур, предложите обвести его пальцем, затем на части предмета (само яблоко, веточка, листик), какого они цвета и формы. Очень хорошо перед рисованием предмета слепить его из пластилина или глины. Конечно же перед лепкой предмет так же обследуется. Для разнообразия после лепки или рисования можно попробовать яблоко на вкус. При рисовании или лепки сложных предметов, например, животных, обследуется предмет целиком (контур), а затем обследуется каждая часть (голова, туловище, лапы, хвост, усы, глаза и т.д.).

Правила обследования предметов.

  • Восприятие целостного облика предмета;
  • Мысленное деление на основные части и выделение их признаков (форма, величина, цвет и т.д.);
  • Пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, под, сверху, снизу и т.д.);
  • Вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
  • Повторное целостное восприятие.

Ещё одно средство сенсорного воспитания – дидактические игры. Их используют для обогащения сенсорного опыта ребёнка. Многие игры связаны с обследованием предметов, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Парные картинки», «Противоположности», «Четвёртый лишний» и др.). В некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (закрывает мышку в окошке красного цвета красной заслонкой, собирает в коробку только круглые предметы и т.д.). В некоторых играх дети различают вкус продуктов («Узнай по вкусу»), а в некоторых развивают слух, определяя играющих по их голосам («угадай по голосу»). А дидактических игр на развитие мелкой моторики колоссальное множество («шнуровки», «пазлы», «мозайки», «Золушка» и т.д.). Благодаря дидактическим играм дети, постепенно подводятся к овладению сенсорными эталонами.

И ещё одно немаловажное средство сенсорного воспитания – трудовая деятельность. Начну с личного примера. Как раз сейчас период рассаживания рассады – моя дочь с великим удовольствием помогает пересаживать рассаду. Сначала она насыпала землю в банки для рассады и сеяла семечки, а затем, насыпала землю в стаканчики, чтобы рассадить выросшие растения. Так вот, в этих действиях задействована масса анализаторов – прежде всего, конечно, тактильные анализаторы, ну и нельзя забывать об обонянии (например, помидоры и перец по-разному пахнут) и зрении (цвет растений, форма стаканчиков и т.д.).

Ещё одно занятие. Можно предложить ребёнку (старшему дошкольнику) склеить себе коробку для игр. При этом ребёнок выбирает, какую взять бумагу для коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины, ширины, какого цвета и т.д. Можно ремонтировать порвавшиеся книги.

И для младших и для старших детей огромную радость составляет помощь на кухне. Особенно работа с тестом. Согласитесь, что на кухне задействованы буквально все анализаторы, поэтому трудовая деятельность на кухне – это также незаменимое средство сенсорного воспитания в любом возрасте.

Характеристика нормативно-правового обеспечения деятельности дошкольной образовательной организации

Нормативно-правовая база документационного обеспечения управления – это совокупность законов, нормативно-правовых актов, организационных и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности организации или учреждения.

Нормативно-правовую базу ДОУ составляют:

1. Законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (министерств, комитетов, служб, агентств и др.), регламентирующих вопросы документационного обеспечения управления на федеральном уровне;

3. Государственная система документационного обеспечения управления;

4. Правовые акты органов правительственной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующих вопросы ДОУ;

5. Правовые акты нормативного и инструктивного характера, методические документы по ДОУ различных организаций; 6. Государственные стандарты и документацию;

7. Унифицированные системы документации;

8. Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

9. Нормативные документы по организации и охране управленческого труда служащих службы ДОУ;

10. Нормативные документы по организации архивного хранения документов.

Государственное регулирование распространяется не только на сферу документирования, но и на организацию работы с документами, таким образом, оно охватывает всю область документационного обеспечения управления.

До недавнего времени государственное регулирование делопроизводства осуществляла Федеральная архивная служба России (Росархив), которая в соответствии с Положением об Архивном фонде Российской Федерации и Положением о Федеральной архивной службе России осуществляла межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти, координируя развитие государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации. В настоящий момент эти функции переданы Федеральному архивному агентству.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Из действующих на сегодняшний день законодательных актов и нормативно-методических документов, регулирующих вопросы работы с документами в РФ надо знать следующие:

Законодательные акты РФ:

1. Конституция РФ;

2. Гражданский кодекс РФ;

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208–ФЗ от 26.12.1995;

4. Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изменениями от 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г.);

5. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24–ФЗ;

6. Федеральный закон «О стандартизации» № 5154–1 от 10 июля 1993 г.;

7. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129–ФЗ от 21 ноября 1996 г.;

8. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 25.03.2011 № 63–ФЗ;

9. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125–ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации;

10. Закон РФ «О языках народов Российской Федерации». № 1807–1 от 25 октября 1991 г.;

11. Положение «Об Архивном фонде РФ». Указ Президента РФ 17.12.1994 № 552;

12. Положение «О порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утв. постановлением ФКЦБ» 16.07.2003 № 03 – 33/пс.

Нормативные и методические документы:

1. ГОСТ Р 51141-98 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения;

2. ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов;

3. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

4. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения;

5. Основные правила работы ведомственных архивов;

6. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти РФ;

7. Укрупненные нормативы времени на работу по делопроизводственному обслуживанию;

8. Основные правила работы архивов организации;

9. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления;

10. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93;

11. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения;

12. Управленческие документы постоянного срока хранения, образующихся в деятельности негосударственных коммерческих организаций (хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов). Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения.

Основу гражданского законодательства составляет Гражданский кодекс РФ, который устанавливает виды и разновидности документов, создаваемых в целях фиксации актов гражданских взаимоотношений, регистрации фактов их возникновения или прекращения, подтверждения правоотношений и др. Поэтому квалифицированный секретарь, так же как и документовед, должен знать, что ст.№ 51 и последующие статьи главы 4 ГК РФ устанавливают виды документов, применяемых при создании, регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица. При этом дальнейшее развитие этих положений Гражданского кодекса РФ было фундаментально изложено в соответствующих Федеральных законах: «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Если организация осуществляет свою деятельность на территории субъекта федерации, где делопроизводство ведется не только на русском, но и на национальном языке, необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». Не знать данный документ нельзя, поскольку очень часто организация, имеющая обширные международные связи и взаимоотношения забывает о требованиях законодательства в части использования языка документирования.

Работу с документами ограниченного доступа регламентируют:

- Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485 «О государственной тайне»;

- Указ Президента Российской федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне» (с изменениями от 24 января 1998 г.);

- Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;

- Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности».

Закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10 июля 1993 г. № 5145-1 устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех органов управления, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации в области документационного обеспечения управления.

Уже упоминавшийся Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что информационные ресурсы (документы и массивы документов) являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства и защищаются законом, наряду с другими ресурсами. Законом устанавливается правовой режим создания, хранения и использования информационных ресурсов. Настоящий закон также регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. Закон содержит определения, касающиеся информации и ее документирования.

Одним из наиболее важных законов в области работы с документами является Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». Целью настоящего закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. В этом законе определены условия использования электронной цифровой подписи, особенности ее использования. В законе дано не только определение понятия «электронный документ – документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме», но и определения электронной цифровой подписи: «реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе», специальная глава закона (Глава 2) раскрывает условия использования электронной цифровой подписи, при которых ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

С 1994 года в РФ действует Положение «Об Архивном фонде Российской Федерации», утвержденное указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552. Данный документ важен для нас тем, что он установил правовые основы хранения документов в нашей стране, закрепив государственное регулирование всех вопросов, связанных с хранением и использованием документов, которые могут быть отнесены к Архивному фонду Российской Федерации. Работникам негосударственных организаций в связи с этим важно знать, что даже документы, являющиеся собственностью частной компании, являются негосударственной частью Архивного фонда РФ.

Согласно Положению об Архивном фонде РФ в состав негосударственной части входят документы, являющиеся собственностью негосударственных объединений (корпораций, ассоциаций, акционерных обществ), учреждений, организаций и предприятий промышленности, сельского хозяйства, других отраслей экономики, науки, культуры, социальной сферы, средств массовой информации. Таким образом, документы коммерческих структур после экспертизы их ценности, проводимой совместно с органами и учреждениями Федерального архивного агентства, могут быть отнесены к архивным документам негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации. В связи с этим на данные документы будут распространены действия законодательства об Архивном фонде Российской Федерации, в частности обязанности по обеспечению их сохранности. Закон закрепил право юридических и физических лиц на создание архивов. Дальнейшее развитие норм, установленных данным Положением, отражено в недавно изданном Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Одним из системообразующих нормативно-методических документов нашей отрасли является ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Настоящий стандарт является важным этапом обновления нормативно-методической базы делопроизводства и архивного дела в соответствии с федеральным законодательством и современным уровнем развития данной отрасли. Термины, установленные настоящим стандартом, должны быть использованы во всех видах документации.

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» - является основным документом в ДОУ и может быть рекомендован в качестве настольной книги секретаря и делопроизводителя. Документ разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Федеральной архивной службы России, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст. Настоящий стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и др., включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации». Данный стандарт устанавливает: состав реквизитов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, включая бланки документов с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Качественно и наглядно представлены схемы расположения реквизитов документов, образцы бланков документов. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти способствует решению технологических задач документирования. Указанный нормативно-методических документ устанавливает правила оформления организационно-распорядительных документов, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов.

Типовая инструкция, предъявляя требования к унификации элементов оформления документации, в значительной степени облегчает создание типовых, унифицированных и единых процессов как традиционного, так и автоматизированного документирования, хранения и передачи документированной информации.

К нормативно-методическим документам, ряд положений которых может применяться и в настоящее время, относятся Единая государственная система делопроизводства и Государственная система документационного обеспечения управления.

Последний из названных документов на сегодняшний день составлен основу ДОУ. В этой системе установлены единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях. Изложенные требования относятся ко всем документам независимо от того, созданы они традиционным способом или при помощи компьютерной техники.

Одним из «настольных» нормативных документов работников делопроизводственной сферы является «Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков хранения». Перечень включает в себя документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых учреждениями, организациями и предприятиями, независимо от их функций, уровня и масштаба деятельности, форм собственности. Перечень служит целям сохранения, организации и пополнения Архивного фонда Российской Федерации, предназначен для определения сроков хранения документов, отбора их на постоянное хранение или уничтожение. Он должен использоваться также при подготовке номенклатур дел, формировании дел, при разработке схем классификации документов при создании поисковых систем в делопроизводстве. Столь глобальные задачи, безусловно, относятся к компетенции службы ДОУ, но поскольку формирование дел производится в каждом структурном подразделении, работающей с документами, то Перечень окажет неоценимую помощь при определении критериев формирования документов в дела.

Полный текст вышеперечисленных документов Вы найдете в разделе «Нормативные акты».

Резюмируя представленный обзор основных нормативно-методических документов по делопроизводству и работе с документами в РФ, необходимо отметить, что технология в работе с документацией в нашей стране является хорошо продуманной системой, организованной на рациональных и обоснованных принципах. Квалифицированный секретарь или делопроизводитель, владеющий этой технологией и имеющий соответствующие знания о нормативных требованиях, окажется более полезен своей организации, нежели тот, который каждый раз «изобретает колесо» на свой страх и риск. Кроме того, получив информацию о существующих нормах работы с документами, секретарь или делопроизводитель станет эффективно работающим звеном системы документационного обеспечения управления своей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: