Висячие и вантовые мосты могут успешно конкурировать с мостами других систем при средних и даже малых пролетах, однако основное свое применение они находят в области больших и очень больших пролетов, начиная с пролетов 400…500 м, они не имеют конкуренции и чаще всего, являются единственно возможными конструкциями
Считается, что с экономической точки зрения висячие мосты под автодорогу выгодны начиная с пролетов величиной 130 … 150 м, висячие мосты под железную дорогу – начиная с пролета 480 … 500 м.
Необходимость устройства пролетов большой и сверхбольшой длины обусловлена:
– большими (широкими) судоходными габаритами;
– большой длиной сооружения;
– большой высотой опор сооружения (40 … 60 м);
– большими глубинами воды;
– сложными грунтовыми условиями и т.п.
В табл. 3.1, представлены некоторые данные из опыта мостостроения, проиллюстрированы возможности перекрытия пролетов разной длины конструкциями различных систем (см. также рис. 3.1).
Таблица 3.1.
Мировая практика применения мостов различных систем
|
|
а)
б)
в)
Рис. 3.1. Мосты различных систем
а – неразрезная ферма моста Astoria, США, б – арочный мост Sydney Harbor, Австралия,
в – консольный мост Firth of Forth, Шотландия
В настоящее время в мире существует не менее18мостов с основным пролетом длиной более 1 км. В табл. 3.2, представлены данные из опыта мостостроения, проиллюстрированы возможности перекрытия пролетов разной длины конструкциями висячей и вантовой системы (более подробное описание некоторых сооружений содержится в приложении).
Таблица 3.2.
Мировая практика применения мостов висячей и вантовой системы
На графике рис. 3.2, представлена сравнительная схема мостов различных систем по величине перекрываемого пролета.
|
Рис. 3.2. Сравнительная схема мостов различных систем
(по величине перекрываемого пролета)
В табл. 3.3 приведены ориентировочные диапазоны пролетов возможных для висячих и вантовых мостов.
Таблица 3.3.
Возможные диапазоны пролетов висячих и вантовых мостов, м
Назначение моста | Железнодорожный | Автодорожный | Пешеходный | Трубопроводный |
Висячий | 100…1000(1) | 500…3000 | 100…800 | 100…1500 |
Вантовый | 400…500 | 100…1500(2) | 60…800 | 100…800 |
Примечания:
(1). Для увеличения жесткости системы, в висячих мостах под железную дорогу, стараются выполнить условие значительного превышения постоянной нагрузки над временной, как правило, достигается это, лишь при длине пролета свыше 500 м.
(2). В вантовых автодорожных мостах, перекрытие пролетов до 700 м длиной, возможно при устройстве железобетонных балок жесткости, перекрытие пролетов до 1500 м – при устройстве металлических.
|
|