Целью учебного модуля является овладение навыками и технологиями моделирования и прогнозирования геополитических конфликтов на основании обработки и анализа эмпирического материала социогуманитрных исследований.
Содержание модуля.
Тема № 9. Методологические основы моделирования геополитических конфликтов.
Понятие модели социального процесса. Виды моделирования. Формульные и алгоритмические модели. Теория подобия и принцип аналогии как эпистемологические принципы технологии моделирования социальных процессов.
Тема № 10. Качественные модели геополитических конфликтов (сущностно-содержательные модели, обоснованная теория, этапы построения теоретической модели).
Понятие сущностно-содержательной модели геополитического процесса. Порядок разработки сущностно-содержательной модели геополитического процесса.
Содержание обоснованной теории как основы для построения модели геополитического процесса. Этапы построения теоретической модели. Требования к построению теоретической модели.
|
|
Тема № 11. Методы многофакторного и когнитивного моделирования. Теория силового поля
Содержание теории многофакторного моделирования. Этапы построения теоретической модели. Требования к построению теоретической модели.
Основы теории силового поля. Применение теории силового поля к моделированию геополитических конфликтов. Этапы составления модели на основе теории силового поля. Требования к оформлению бланка кодировок.
Особенности когнитивного моделирования. Модель жизненного цикла. Технология моделирования катастроф.
3.3.3. Контрольные вопросы для освоения модуля.
Проектные задания к модулю.
Проект № 3 «Картографическое моделирование геополитических процессов: опыт политической манипуляции и квазинаучного прогнозирования».
Проект предполагает знакомство с примерами квазинаучного моделирования геополитических процессов. В рамках реализации проект студент осуществляет подборку карт, изображающих сценарий изменения политических границ между современными государствами в соответствии с необоснованной прогнозной моделью или идеологическим проектом экстремистского толка.
Порядок выполнения проектных заданий