Мэнли П. Холл
Перевоплощение
Перевод с английского
А.П.Исаевой Л.А.Маклаковой
Художник Максим Семенов
Примечания С.Д. Фролов
Мэнли П. Холл
Перевоплощение. Пер. с англ. — ML: Издательство Духовной Литературы; Сфера, 2001. - 208 с.
Книга посвящена одному из наиболее известных и привлекающих наибольшее внимание аспектов оккультной доктрины — перевоплощению индивидуальности. Выдающийся американский исследователь М.П.Холл, известный лектор, автор более чем 150 книг и эссе, излагает взгляды различных духовных учений (буддизма, индуизма, ислама, иудаизма и христианства) на концепцию перевоплощений, выделяя общие для всех этих религий положения.
Особое значение этой работе придает тщательный отбор материала для исследования, и ссылки на специалистов, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах познания.
Издательство Духовной Литературы, 2001.
Содержание
М.П.Холл. Вместо предисловия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
|
|
БУДДА - «СВЕТ АЗИИ»
ПРЕДЫДУЩИЕ ЖИЗНИ БУДДЫ
ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ ЛАМЫ ТИБЕТА
МЕТЕМПСИХОЗ И ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ЗАКОН ПОВТОРНОГО РОЖДЕНИЯ
В КИТАЕ И ЯПОНИИ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ИСЛАМЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
ОТЦЫ ЦЕРКВИ НАЧАЛА
ХРИСТИАНСТВА О ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ
ПОВТОРНОЕ РОЖДЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ СТОРОННИКИ
ИДЕИ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
ЦИКЛ НЕОБХОДИМОСТИ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
В РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
В МИНЕРАЛЬНОМ ЦАРСТВЕ
ПОВТОРНО РОЖДАЮЩИЕСЯ
НАЦИИ И РАСЫ
БОЖЕСТВЕННЫЕ ВОПЛОЩЕНИЯ
ПАРНЫЕ ДУШИ
ПАМЯТИ О ПРОШЛЫХ ЖИЗНЯХ
ШАНТИ ДЭВИ
СОСТОЯНИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ
ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕМ
САМОУБИЙСТВО
СУДЬБА ИЛИ СВОБОДНАЯ ВОЛЯ?
ЗАГАДКА ГЕНИАЛЬНОСТИ
ПРОЩЕНИЕ ГРЕХА ИЛИ КАРМА?
ДИСЦИПЛИНЫ ОСВОБОЖДЕНИЯ
НИРВАНА
Примечания
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Цель этой книги — пробудить интерес к изучению доктрины перевоплощения как наиболее разумного объяснения тайны жизни. На эту тему уже имеется весьма обширная литература, а в будущем появятся и другие книги. До недавнего времени подобные труды не были достаточно распространены, так что широкая публика до сих пор ничего не знает об этом важнейшем из всех философском учении.
Законы перевоплощения и кармы представляются мне единственным решением насущной проблемы бессмысленности человеческой судьбы. Как выразился один знаменитый востоковед: «Только знание о постоянных повторных рождениях одной и той же индивидуальности на протяжении всего жизненного цикла... способно объяснить нам загадочную проблему добра и зла и примирить человека с кажущейся ужасающей несправедливостью жизни. Ничто, кроме подобной определенности, не может утихомирить наше бунтующее чувство справедливости. Ибо когда кто-нибудь не знакомый с этой величественной доктриной оглядывается вокруг и замечает несправедливое распределение рождения и судьбы, ума и способностей, когда он видит, какие почести воздаются глупцам и развратникам, которых фортуна осыпает своими милостями просто в силу привилегии рождения, тогда как их ближайший сосед со всем своим умом и превосходными качествами, гораздо более достойный во всех отношениях, погибает от нужды и недостатка сострадания и, видя все это, вынужден отворачиваться, будучи не в силах облегчить незаслуженное страдание, когда в его ушах звучат раздающиеся вокруг и
|
|
разрывающие его сердце вопли невыносимой муки, только благословенное знание того, что есть карма, не дает ему проклясть жизнь и людей, а заодно и их предполагаемого создателя»1.
Перевоплощение — это не что иное, как закон эволюции в приложении к раскрывающемуся сознанию индивидуума. Всякий рост и развитие свидетельствуют о совершенствовании той невидимой божественной силы, которая и является причиной любого физического роста и развития. Все во вселенной вырастает, пройдя опыт бытия. Почему же человек должен оставаться в неведении относительно своего участия в этом вечном росте? Почему он должен быть связанным по рукам и ногам догмами страха и сомнения, сотворенными людьми образами в сотворенном Богом мире?
Идея перевоплощения, как и подобает любому широко распространенному верованию, излагалась по-разному, в соответствии с духовным развитием и умственными способностями ее толкователей. Очевидно, что концепция эскимоса будет отличаться меньшей философской глубиной и обстоятельностью, чем предложенная каким-нибудь великим индийским ученым. Оба сходятся в главном, но каждый трактует этот закон сообразно сфере собственных переживаний.
Для эскимоса, жизнь которого полна опасностей, то, что от старых и слабых нужно избавляться, является законом. Поэтому стареющий человек обычно присматривает подходящую семью, чтобы родиться в ней снова. Выбрав чету молодоженов, он отправляется к ним и спрашивает у них разрешения стать их первенцем. Если он хороший и уважаемый человек, то они чаще всего дают свое согласие. Тогда престарелый человек покидает стойбище и, удалившись на некоторое расстояние, совершает самоубийство, чтобы его душа смогла войти в выбранную им семью*.
Друиды, населявшие древнюю Британию и Галлию, оставили еще более значительное, на наш современный практический взгляд, свидетельство своей веры. В Британском музее хранятся расписки и другие документы
_______________
1 Е.П.Блаватская.
юридического характера, свидетельствующие, что эти люди нередко занимали деньги под обещание вернуть долг в будущей жизни.
И у американских индейцев тоже можно обнаружить признаки веры в перевоплощение. Когда северо-западные индейцы отправлялись бить китов, они обычно обращались к этим морским гигантам с мольбами и просьбами, сводившимися к следующему: «О великий и милостивый кит, прости, что нам придется убить тебя. Но наши семьи голодают, и мы должны есть. Будь уверен, что мы не таим личных обид против тебя. В будущем, когда ты, огромная рыба, станешь человеком, а мы — китами, мы с радостью сделаем для тебя то же самое».
Д-р Леплонжо обнаружил свидетельства веры в перевоплощение у майя и индейцев киче из Центральной Америки. Подобное же убеждение приписывается также инкам и другим народам, населяющим Анды в Южной Америке.
В своей трактовке темы мы несколько отошли от прецедента, созданного предыдущими авторами. Прежде всего мы отказались от литературных и поэтических ссылок на перевоплощение, так как не уверены, что упоминания в поэзии или беллетристике действительно отражают объективное мнение писателя, Не включен также и обширнейший «спорный» материал, неясный по своему смыслу. В-третьих, мы отказались от воспоминаний людей, которые, проезжая по различным местам, внезапно ощущали, что бывали там прежде. И последнее: цитирование ограничено теми специалистами, чье мнение имеет вес, так как базируется на эрудиции и достижениях в различных сферах мышления. Достойного цитирования материала, возможно, в равной степени достоверного, более чем достаточно, но, когда он исходит из неизвестных источников, его значимость слишком мала, чтобы преодолеть почти непробиваемый материализм наших дней.
|
|
Мы отнюдь не исчерпали потенциальных источников информации. Публикация всех высказываний ученых и мыслителей на эту тему заняла бы многие тысячи страниц, поэтому нами отобраны только те, что указывают общую тенденцию.
Безусловно, никого нельзя заставить разделить какое-либо убеждение, потому что убеждение — результат просвещенности. Доктрина перевоплощения несет в себе почти метафизическую убедительность. Если нормальному здравомыслящему человеку доступно объяснить смысл этого закона, то у многих мгновенно возникнет благожелательное к нему отношение, словно разум вдруг вспоминает нечто такое, что он знал невообразимо давно. Как говорил Платон, «учение — это вспоминание». Внутренняя, сокровенная часть человека, распознающая истину, не может отвергать или игнорировать ее, а, по выражению Платона, «радостно устремляется к реальности и принимает ее».
Я говорил о перевоплощении со многими людьми и часто замечал необъяснимое мгновенное приятие этой идеи. Открытие этого закона означает для этих людей окончание поисков и начало становления.