ýПод термином “задержка развития” понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и легко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода и др.), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль Ýконституциональные факторы, Ýхронические соматические заболевания, Ýорганическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отклонения, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей.
àВ исследованиях Т.А. Власовой и М.С. Певзнера выделено две наиболее многочисленные группы детей с психофизическим и психическим инфантилизмом(4,70).
|
|
ÝВ первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Задержка их развития вызвана, по мнению исследователей, медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются в целом низкой работоспособностью. Отставая в учении, они становятся более сложными для воспитателей и учителей.
ÝВторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности, возникающие на ранних этапах жизни ребенка, которые чаще всего являются следствием мозговых травм, обусловленные длительными астеническими и церебрастеническими состояниями. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов. Глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.
àЗадержка психического развития в виде неосложненного психического инфантилизма рассматривается как более благоприятная, чем при церебрастенических расстройствах, когда необходимы не только длительная психолого-коррекционная работа, но и лечебные мероприятия.
Термины “задержка темпа психического развития”, “задержка психического развития” были предложены Г.Е. Сухаревой (ЗПР).
ýОсновными причинами отставания являются слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или приобретенные, а в некоторых случаях и генетически обусловленные. Неблагоприятные социальные факторы (неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п.) усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.
|
|
ÝЗадержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Выявлению пограничных состояний интеллектуальной непосредственности способствует рост требований, предъявляемых обществом к развитию личности ребенка (усложнение школьных программ, более ранние сроки начала обучения и т.п.). Задержка психического развития чаще выявляется с началом обучения ребенка в детском саду или школе(4,71).
àВ медицине ЗПР относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Широко использовавшийся ранее термин “временная задержка психического развития” применим лишь к части случаев ЗПР, наиболее тесно примыкающей к норме. Большая часть этих детей отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратному развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Эти состояния имеют свои особенности и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.
Единственными принципами систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время наука не располагает. Г.Е. Сухарева выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
Ý интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
Ý нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
Ý нарушения при различных формах инфантимума;
Ý вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
Ý функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы.
М.С. Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
К.С. Лебединской было выделено четыре основных варианта ЗПР Ýконституционального, Ýсоматического, Ýпсихогенного и Ýцеребро-органического происхождения. Эти варианты отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов данной аномалии развития: типом инфантилизма и характером нейродинамических расстройств.
В.В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточности условно разделяет на 4 группы:
Ý дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или искаженного развития ребенка;
Ý энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;
Ý интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизма сенсорной депривации;
Ý интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства (“социально-культурная умственная отсталость” – американский термин).
àЗПР проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту. ÝЭти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам (в том числе и навыкам интеллектуальной деятельности), Ýличностной незрелости, Ý по поведению. ÝОни испытывают значительные трудности в обучении, Ýим трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения.
|
|
ýУчебные трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы – Ýу них наблюдается нервное истощение, следствием чего являются быстрая утомляемость, Ýнизкая работоспособность, Ýотказ от выполнения уже начатой деятельности; Ýчасто возникают головные боли. ÝВсе это в совокупности ведет к повышенной отвлекаемости, быстрой утомляемости, Ýпониженной работоспособности.
àСнижение работоспособности и неустойчивость внимания у детей этой категории имеют разнообразные индивидуальные формы проявления: у одних детей Ýмаксимальное напряжение внимания и наиболее высокая работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания и неуклонно снижаются по мере продолжения работы, Ýу других – наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода деятельности, Ýв третьей группе учащихся отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания.
àОсобенности внимания детей с ЗПР проявляются Ýв его неустойчивости, Ýповышенной отвлекаемости, Ýнеустойчивой концентрации на объекте. Наличие посторонних раздражителей вызывает значительное замедление выполнения этими учащимися деятельности и увеличивает количество ошибок.
àУ детей с ЗПР наблюдается и более низкий (по сравнению с нормой) уровень развития восприятия, что проявляется Ýв недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, Ýзатруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты или накладываются друг на друга.
àИзучение процессов памяти показало Ýнедостаточную продуктивность произвольной памяти, Ýмалый объем памяти, Ýнедостаточность и трудность воспроизведения.
|
|
àВыраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей. У них наблюдается Ýотставание в развитии всех форм мышления; к началу школьного обучения у этих детей, как правило, Ýне сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение. Выявлено Ýснижение познавательной деятельности.
àБольшинство детей страдают дефектами звукопроизношения, наблюдается бедный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов они Ýдопускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием смысла слов. Учащиеся с ЗПР Ýслабо владеют грамматическими обобщениями, Ýв их речи часто встречаются неправильные грамматические конструкции. ÝЭти дети почти не используют в своей речи некоторых грамматических категорий, Ýиспытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций (4,74).
Своеобразно и поведение детей с ЗПР.