Собственно, что такое грех?

Я сейчас вам хочу зачитать отрывок из книги, которую настоятельно советую всем прочесть. В качестве домашнего задания.))) Она есть в Интернете в режиме свободного доступа и называется «О том как грех вызывает наказание». Прочитав ее, вы уж точно поймете, что я вам на этой лекции хотела донести.

Итак… «Бог не является творцом зла. Весь сотворенный Им мир был весьма хорош. Это означает, что зло не существует как самостоятельная природа, но есть определенное состояние разумной природы, точнее, извращенное состояние воли разумных существ. Оно есть только уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог виновник зла нравственного, но оно исходит от самих существ, уклоняющихся от согласования своей воли с волей Божией. Сущность зла состоит в нарушении воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести человека. Это нарушение называется грехом.

Грех в сущности своей противоестественен и неестественен, так как в богозданной природе не было зла. «Зло — это не что иное, — говорит св.Иоанн Дамаскин, — как поворот от естественного в противоестественное, ибо нет ничего злого по естеству. Ибо вся, елика сотвори Бог — добро зело (Быт. 1,31); и все, что остается в таком состоянии, в каком сотворено, — добро зело».

Святые отцы учили, что зло есть недостаток, порок, болезнь природы. Зло — это не только «недостаточность» природы, в нем есть активность, одержимость воли. Конечно, зло всегда паразитирует, существует за счет какой-либо доброй по своей сути природы. Даже бесы по своей природе не имеют ничего дурного, но состояние их воли — исступленная злоба. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится не к сущностям, а к личностям, хотя зло, безусловно, повреждает природу, которой овладевает. Мир весь во зле лежит (1 Ин. 5,19), — говорит Иоанн Богослов. Зло существует лишь в тот момент, когда его совершают».

Откуда возникло нравственное зло? Бог сотворил мир чистым, совершенным, свободным от зла. Зло вошло в мир вследствие падения, которое произошло, как говорит слово Божие, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом и отразилось на всей живой природе. Все это вы прочтете в этой замечательной книге.

Мы разобрались, что такое грех, а как же все-таки за него следует наказание? И здесь я хочу обратиться еще в ранние времена, а именно к сотворению мира и самому первому запрету.

Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни Бог предоставил человеку возможность засвидетельствовать послушание и укреплять веру, Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием: не вкушать только от одного дерева из всех растущих в раю — древа познания добра и зла, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2,17). Смерть же разумелась и духовная — отчуждение от жизни Божией, и физическая — разрушение тела. Заповедь Господня о древе познания предполагала только одно: повиновение Богу, которое есть источник всякого блага. Это древо было названо древом познания добра и зла не потому, что имело силу сообщить нашим прародителям познание о добре и зле, которого они прежде не имели, а потому, что через вкушение от запрещенного древа они опытно имели познать и познали все различие между добром, от которого ниспали, и злом, в которое впали. Какое добро содержится в покорности, а какое зло — в противлении воле Божией! За исполнение заповеди были обещаны блаженство и вечная жизнь, за нарушение — смерть.

Само Слово Божие говорит, что страдания в роде человеческом начались с появлением нравственного зла и явились следствием вошедшего в нашу жизнь греха. Об этом свидетельствуют первые страницы Библии: Умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя, в болезнех рождиши чада (Быт. 3,16) — слова, обращенные к Еве после грехопадения; проклята земля в делех твоих, в печалех снеси тую вся дни живота твоего (Быт. 3, 17) — слова, сказанные Адаму. Страдания даны людям как средство наказания, вразумления и исправления их; страдания и сама смерть, по выражению свт. Василия Великого, «пресекают возрастание греха». Многочисленные примеры понимания связи между страданием и грехом, как следствием и его причиной, дает нам слово Божие. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь (Пс. 2,12); Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданиям Твоим (Пс. 118,71). Само по себе внимательное наблюдение показывает, что виновниками болезней и страданий в большинстве случаев бывают сами люди, создавая искусственные, ненормальные условия для своего существования, вступая в жестокую взаимную борьбу в погоне за собственным физическим благополучием, а то и прямо по причине некой демонической настроенности, гордости, мстительности и злобности. Сам Господь указал на зависимость болезней от греха при исцелении расслабленного, сказав ему: Се, здрав еси; к тому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5,14).

Таким образом был заключен первый завет Бога с человеком.

Зачем нужна была заповедь? Для того чтобы человек, быв, вначале искушен, через сохранение заповеди, утвердившись в добре непоколебимо, явился бы совершенным и принял бы бессмертие как награду за добродетель.

Бог, призывая к покаянию, сказал Адаму: Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? (Быт. 3, 11). Но Адам не захотел сказать: согрешил, а поставил виновником преступления своего Бога, Который создал вся добра зело, говоря Ему: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3,12). А за ним и жена сложила вину на змея. В том, что они оба пытались выгородить себя от вины, заключалась ложь. Совершенный грех отравил всю их нравственную и телесную природу. Не захотели они раскаяться и просить у Господа прощения. А если бы наши прародители тогда смиренно испросили у Бога оставления своего прегрешения, то не было бы изгнания из рая, не было бы в истории последующих поколений болезней, смерти, войн и бедствий.

Так произошло нарушение союза твари с Творцом: пала природа со своей высоты в глубину уничижения. Произошло великое преступление. Преступив заповедь Божию, ум человека обратился к миру, к материальному, животному, ища самооправдания, и человек, лишив себя дара общения с Богом, закрыл путь благодати, которая через него должна была изливаться на всю тварь, и грех Адама ввел смерть в тварный мир. «Преступив заповедь Божию, Адам умом отвратился от Бога и обратился к твари, из бесстрастного стал страстным и любовь свою от Бога обратил к твари и тлению» (св. Иоанн Дамаскин).

Каждый из нас — потомок Адама, и уже от природы носит в себе наклонность ко греху в виде греховного желания, с которого начинается любой грех. Чтобы согрешить, не нужно прилагать много усилий, как для того, чтобы сделать хороший поступок. А, значит, чтобы побороть грех, нужен труд над самим собой, над своей душой. Одним из важных свойств христианской жизни является горячее желание жить богоугодной жизнью, стремление к Богообщению. «Всегда ищите добра и друг другу и всем…».

Стоит отметить преимущественно императивный характер канонического права, что обуславливается преобладанием в любой правовой системе религиозного типа двух основных способов воздействия – запрета и предписания. Достаточно проанализировать Декалог (Закон Божий из 10 заповедей), чтобы отметить наличие в нем трех предписаний («Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов перед лицом Моим», «помни день субботний», «почитай отца и матерь твою») и семи запретов («не делай себе кумира», «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно», «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «не желай дома ближнего твоего, ни жены, ни раба, ни рабыни его, ни вола, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»).

Как и в государстве обновляется законодательство с появлением каких-то новых отношений, требующих урегулирования, так произошло и в системе духовных законов. Видимо изменилась ситуация и без появления Спасителя в мир, не возможно было бы жить дальше. И мы с вами люди новозаветные и должны учитывать, что для спасения наших душ Спаситель дополняет эту систему норм. Я бы даже сказала, наполняет ее внутренним особым содержанием. Вместе с тем, Новый Завет, не отменяя ветхозаветных правил, дает новое их трактование, в чем-то их усиливая, а в чем-то – смягчая. Каждая из Десяти Заповедей подтверждается Иисусом Христом в полном объеме, однако из заповеди о дне субботнем делается исключение для тех, кто творит добро: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар. 2:27). В остальных случаях, даже помысел о нарушении заповеди признается греховным: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный» подлежит геенне огненной». (Матф. 5:21,22); «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». (Матф.5:27-29) и др.

В тоже время, при всей императивности предписаний, христианство признает лишь один по истине тяжкий грех – «хулу на Духа Святого» (Маоф.12:31), которая не простится «ни в сем веке ни в будущем», и охватывает все случаи упорного и сознательного отвержения очевидных христианских истин. Однако, и этот грех и любой другой могут быть отпущены в случае искреннего раскаяния грешника.

Все это не дает исследователю права утверждать существование «права на грех», что не соответствует, например, логике современного Западного права, которое, к сожалению, мы стремительно перебираем, поддаваясь на их пропаганду. Это я хочу сказать о развивающемся 4 поколении прав человека, которое, (частично пока, Слава Богу) но уже находит свое отображение в украинском законодательстве и шаг за шагом попирает Закон Божий. Это такие права как: право на индивидуальный стиль жизни (что увеличивает количество субкультур, ценности которых часто противоречат общепризнаным), на эвтаназию, аборты(а как же заповедь – «не убей»?), на отказ от военной службы (понижая тем самым уровень патриотического чувства молодежи к своему государству), на однополые браки, клонирование, в конце концов создание ювенальной юстиции, что напрямую попирает 5-ю Заповедь «о почитании родителей». Мы знаем, семья – это малая церковь, важнейший социальный институт, с которого и начинается опыт общения с Богом через любовь. И этот институт хотят ослабить посредством законодательного признания вышеперечисленных прав.

Существует три вида законов:

1). Законы Божии

2). Законы государства

3). Законы семьи

Законы семьи и государственные – должны соответствовать Закону Божьему, иначе они будут порождать грехи и людей их создающих и грехи людей, исполняющих их. И если законы лукавы и несправедливы или их истолковывают так, то все равно за это придется отвечать. И особенностью духовных законов является то, что все люди одинаково равны перед Богом и отвечают каждый за свои грехи и никакие взятки, социальный статус либо что еще не будет играть роли при ответе за свои действия, мысли и отношение друг к другу.

Из вышесказанного мы видим, что не всякий грех является преступлением (правонарушением) в его государственной оценке. Но каждое осознанное нарушение права является грехом. А здесь я бы хотела как раз провести эту некую параллель между духовными и правовыми законами, обратившись к принципам юридической ответственности.

1) Законности и справедливости. Законность заключается в том, что юридическая ответственность наступает за деяния, которые прямо предусмотрены законом и применяется в строгом соответствии с определенным порядком. (т.е. должна быть санкция нормы права, которая устанавливает вид и меру лишений, а также осуществляется в ходе правоприменительной деятельности при соблюдении определенного процедурно-процессуального порядка и формы, т.е. деятельность урегулированная процессуальными нормами (гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными, законом об административных правонарушениях, в зависимости от вида юридической ответственности по отраслевому признаку). В духовной сфере такого прямого описания деяний нет и порядок как именно Господь будет наказывать за грех тоже отсутствует. Все знают, что незнание законов не освобождает от ответственности. В духовной сфере, наверное, освобождается. У нас люди часто хотят знать законы, чтобы уметь их обойти, так вот в духовной сфере это никак не возможно. «Не следует забывать, что то, что мы творим за спиной человека, мы совершаем на глазах у Господа». Принцип справедливости, например гласит о том, что мера наказания не должна унижать чести и достоинства человека, т.е. нельзя устанавливать уголовную ответственность за общественно вредное деяние, за проступки. Также этот принцип гласит, что одно наказание устанавливается лиши за одно правонарушение. В духовной сфере - пока человек не усвоит урок, не исправится.

2).Юридическая ответственность наступает за физические деяния, а не за мысли, мировоззрение, личностные свойства человека, а также применяется к деликтоспособному лицу (физическому или юридическому). Ответственность за нарушение духовных законов несет только одушевленное творенье – человек. И его деликтоспособность прямо зависит от осознания плохого поступка, который он хочет совершить. А так же это не только действия, ведь обиды, злость, зависть и тому подобные состояния человека тоже являются грехом, за которые он будет отвечать перед Богом.

3) Принцип своевременности, говорит нам о сроках давности, которые отсутствуют в духовном законодательстве;

4) Принцип неотвратимости говорит о неизбежности наступления ответственности правонарушителя, а также о профессионализме и добросовестности деятельности правоохранительных органов, эффективности мер воздействия, хотя из реальной жизни мы часто видим картины прямо противоположные. Что возвращает нас к принципу справедливости.

В процессе подготовки к данной лекции мне посчастливилось повидаться со старцем Одного Одесского монастыря и он мне, далеко не случайно, поведал две истории. Одну из них я вам расскажу. Она про влюбленного в свою двоюродную сестру юношу, который убивает на почве ревности ее поклонника. И только попадя в тюрьму он понимает, что за все в этой жизни приходится платить по законам духовной жизни. А дело было вот как: юноши (брат и поклонник) ловили на причале рыбу и первый, зная, что второй не умеет плавать, столкнул его в воду. Рядом никого не было и потому ревнивый брат рассказал историю про большую рыбину потащившую парня в воду. Вобщем, много лет прошло с тех пор. И парень уже служил в армии как происходит следующая история. Поздней ночью возле казармы, солдатик, изрядно выпив в будке, где наливают за деньги столько, сколько нужно, стал что-то требовать от хозяина ларька и, так и не договорившись с ним поронули его пару раз ножом – рана оказалась смертельной. Придя во взвод, убийца разделся и подложил свою одежду сотоварищу, которым и оказался наш ревнивый брат из предыдущей истории. Милиция не долго разбиралась, все улики доказывают вину нашего героя, который тоже ели ноги приплел в эту ночь и ничего не помнил, но точно знал, что никого не убивал. А кто ему поверит?! Следствие? для, которого важнее раскрытое преступление! Вобщем парня посадили за убийство. И вы тут скажите как не справедливо! Да, действительно, существует человеческая несправедливость, но стоит помнить и о том, что нет несправедливости Божьей! Но на этом история не заканчивается, есть еще очень важная деталь, дарованная нам Богом для спасения души. Мы, конечно, не часто ее слушаем, потому как она постоянно говорит против наших эгоистических интересов. Скажите как вы думаете, что это? Все верно это СОВЕСТЬ. И именно она помогла этому юноше искупить свою вину. Но для начала она заела настоящего убийцу, которому стало жалко парня, узнав, сколько ему светит. Он пришел с повинной, но наш герой отказывается от этих оправданий и настаивает на том, что это именно он убил хозяина ларька. Тогда убийца попросил свидание со своим сослуживцем и стал просить прощение, на что услышал ответ: «Через твое преступление, Господь дает мне возможность спасти свою душу и ответить за преступление, которое совершил и я. Ведь я тоже в юности своей по глупой ревности убил человека и всех обманул, что это был несчастный случай.» Настоящего убийцу тоже коснулась благодать Божья и совесть его подсказала ему, что нужно эту историю рассказывать при каждом нужном случае. Вот так, по Божьему Промыслу, она дошла и до меня, а также к вам. Жизнь полна чудес и неслучайных встреч и событий. Ведь старцу, ни о каких лекциях я не говорила, меня интересовали совсем другие вещи, а Он мне рассказал, да еще две подряд!, истории, которые являются яркими примерами по данной теме.

Вот примеры того, что жизнь имеет некую более справедливую и точную законодательную систему духовных предписаний.

И если не будет нарушаться нравственный закон, который написан в совести человека, то однозначно не будут нарушаться и другие законы. Давайте смотреть на ответственность все-таки в проспективном (положительном) аспекте, с точки зрения исполнения закона, а не его нарушения. Ведь целью ответственности перед Богом является спасение всего рода человеческого.

Так Ветхозаветный Закон Божий (10 Заповедей) дополненный 9ью Новозаветными Заповедями блаженств, которые Иисус Христос сказал в нагорной проповеди можно заключить в 2 Заповеди ЛЮБВИ: 1ая – по отношению к Богу «Возлюбите Его всем сердцем своим, всеми жилами своими» и 2ая – по отношению к человеку «Возлюбите ближнего своего как самого себя».

Хотелось бы закончить лекцию словами Св. Праведного Иоанна Кронштадского и Иоанна Крестьянкина. Так, вот первый говорил: «Беда наша часто в том, что мы свое зло приписываем другому», а второй – говорил: «Начните жить по закону любви. Этот закон понятен и верующим и неверующим».

Спасибо за внимание. Пожалуйста, если возникли вопросы, прошу их задать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: