Разрешение педагогических конфликтов

Конфликты в педагогическом коллективе по своей сути являются межличностными. Они связаны с нарушением взаимных связей в процессе общей педагогической деятельности.

К ним относятся: а) деловые конфликты; б) конфликты личной несовместимости; в) этические конфликты.

Причины конфликтов; финансово-организационные; материально-технические; ценностно-ориентационные; управленческо - личностные; социально - демографические; социально - психологические и др.

Наиболее часто межличностные конфликты в педагогическом коллективе возникают вследствие противоречий между отдельными преподавателями или противоречий между одним преподавателем и всем коллективом.
Предупреждать и регулировать конфликты молено, если выполнять следующие условия:

1. Повышать ответственность преподавателя за деятельность педагогического коллектива. От преподавателя требуется согласование своих взглядов и действий с мнением и действиями коллег, четкой ориентации на разумные коллективные требования, устранения индивидуалистических, эгоистических проявлений во взаимоотношениях с коллегами.

2. Развивать этическую культуру преподавателя. Преподавателю необходимо постоянно думать о своем нравственном авторитете среди коллег, не допускать грубости, нетактичности, проявлять повышенное уважение к заслуженным преподавателям, ветеранам, опытным методистам, оказывать всестороннюю помощь молодым преподавателям и аспирантам.

Когда преподаватель решает конфликтную ситуацию, ему необходимо выбрать определенный стиль поведения, учитывая при этом природу самого конфликта, собственные интересы и интересы людей, вовлеченных в конфликт, уровень их воспитанности и степень эмоциональной напряженности.

Существует пять основных стилей разрешения конфликта:

1. Стиль конкуренции предполагает стремление стать центром внимания и навязать свою волю. Это активная, почти агрессивная попытка прекратить конфликт, игнорируя интересы других людей. Он дает положительный эффект в том случае, если преподаватель действует быстро, опираясь на свой авторитет и определенные полномочия.

2. Стиль уклонения используется тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна или нет желания расходовать свою энергию в бесполезном споре. Такой стиль может стать конструктивным, если преподаватель отложит решение конфликта на более поздний срок.
3. Стиль приспособления предусматривает совместные действия с другим человеком, который обладает большой властью или для которого исход дела более важен, чем для учителя. Здесь можно слегка отступить, несколько смягчить ситуацию, чтобы потом снова к ней вернуться.

4. Стиль сотрудничества – стремление вместе с оппонентом решить конфликтную ситуацию. Этот стиль требует больших усилий и более продолжительной работы но сравнению с другими подходами, но обеспечивает удовлетворение интересов обеих сторон в самых трудных конфликтных ситуациях.

5. Стиль компромисса проявляется в стремлении не обострять отношения в конфликте за счет взаимных уступок. Оппоненты, частично удовлетворяя свои интересы, устраняют проблему. Иногда компромисс является последней возможностью прийти к какому-то решению.

Конфликты, которые возникают между студентом и преподавателем, решаются по-разному:

■ оказанием помощи студенту в решении его нужд и интересов;

■ снижением педагогической требовательности (вместо угроз и оскорблений применять веру в рассудительность студента и давать ему время на обдумывание поведения);

■ соглашением с аргументами и чувствами студента (взять под контроль свои эмоции и дать возможность ему высказаться до конца и разрядить свое неудовольствие);

■ демонстрацией студенту своей культуры, сдержанности, интеллигентности в общении с ним.

Преподаватель часто оказывается в ситуации, когда необходимо предупредить или решить конфликт между студентами, коллегами и другими людьми. В том или другом случае преподаватель выступает в роли посредника, который может принимать точку зрения каждой из конфликтных сторон. Главное при этом - сохранить спокойное, сбалансированное настроение, не поддаться влиянию негативных эмоций участников конфликта, возбудить у
них желание примириться. Примирение - цель, к которой участники конфликта должны прийти обязательно.

Вопросы для самопроверки

1. Каким должен быть современный преподаватель?

2. Какие индивидуальные свойства (задатки) обеспечивают предрасположенность человека к педагогической деятельности?

3. Какой характер должен быть у преподавателя?

4. Какие элементы составляют структуру педагогического мастерства?

5. Что такое коммуникативность преподавателя?

6. Как должен себя вести преподаватель в конфликте?

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник. - М: ЮНИТИ, 1999.

2. Педагогічна майстерність: Підручник / І.А.Зязюн, Л.В.Крамущенко, І.Ф.Кривонос та ін. / За ред. Т.А.Зязюна. - 1997.

3. Радул В.В. Соціальна зрілість молодого вчителя. - К.: Вища шк., 1997.

4. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Педагогическое общество России. 1999.
ГЛАВА 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: