Субъект международного права – это носитель международных прав и
обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами
международного права либо положениями международно-правовых актов.
Для понятия «субъект международного права» характерны следующие
основные признаки.
Во-первых, субъекты – это участники международных отношений,
которые могут быть носителями субъективных юридических прав и
обязанностей. В силу этого они должны обладать такими свойствами, как:
• известная внешняя обособленность;
• персонификация, то есть выступление в международных
отношениях в виде единого лица;
• способность вырабатывать, выражать и осуществлять
автономную волю;
• участвовать в создании норм международного права.
Во-вторых, субъекты международного права приобретают свойства
субъекта в силу норм международного права, которые являются
обязательной основой их деятельности.
Условно различаются первичные и производные субъекты
международного права. К первичным относятся, прежде всего, государства и
|
|
в некоторых случаях народы и нации. Их появление – объективная
реальность, результат естественно-исторического процесса. Производные
субъекты международного права создаются первичными. Объем их
международной правоспособности зависит от воли и намерения их
создателей. Это могут быть межправительственные организации либо
государственно-подобные образования типа вольных городов. К категории
особых субъектов международного права следует относить индивидов.
Так как международное право создается, прежде всего, государствами
и регулирует преимущественно межгосударственные отношения (в широком
смысле – международные отношения), то государства выступают как
основные субъекты международного права.
Международное право возлагает на государства определенные права и
обязанности, вытекающие из содержания основных принципов
международного права. В качестве субъектов международного права могут
выступать как унитарные, так и федеративные государства. Члены федерации
(республики, области, штаты, земли и так далее), сохраняя определенную
внутригосударственную самостоятельность, как правило, не обладают
конституционным правом самостоятельного участия во внешних сношениях.
Конфедерация как союз суверенных государств, объединившихся для
достижения общих целей, также может наряду с государствами-членами
выступать субъектом международного права, если при ее создании
государства-члены возложили на конфедерацию осуществление
определенных задач в области международных отношений.
|
|
Исторически известно несколько способов образования новых
государств как субъектов международного права: смена государств одного
исторического типа другим; возникновение государства в результате
достижения колониальным народом своей независимости; территориальные
изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно, либо с
распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного
государства от другого.
В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как
субъектов международного права и об их правопреемстве.
Международно-правовое признание – это односторонний
добровольный акт государства, в котором оно прямо или косвенно заявляет о
том, что рассматривает другое государство как субъект международного
права и намерено поддерживать с ним официальные отношения.
Признание государства как субъекта международного права
одновременно означает и признание его правительства. Если в акте,
оформляющем признание, говорится о признании правительства, то это
означает и признание государства.
Современное международное право исходит из того, что новое
государство имеет право на международное признание. Такое право
основывается на общепризнанных принципах равенства, уважения
суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во
внутренние дела. Признание или непризнание не влияет на существование
нового государства. Признание имеет декларативное значение.
Правопреемством государств принято называть переход
определенных прав и обязанностей от одного государства к другому с учетом
основных принципов международного права и норм о правопреемстве.
Вопрос о правопреемстве встает в следующих случаях:
• при территориальных изменениях – распаде государства на два и
более государств; слиянии государств или вхождении территории одного
государства в состав другого;
• при социальных революциях;
• при образовании новых независимых государств.
Основой правопреемства является юридический факт возникновения
нового государства как субъекта международного права. Международная
жизнь богата примерами объединения и распада государств. Например, в
соответствии с Соглашением о создании Содружества Независимых
Государств (СНГ) 1991 года прекратил свое существование СССР как
субъект международного права, и в результате на его территории возникли
новые независимые государства.
Центральным в правопреемстве является вопрос об объеме прав и
обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-
преемнику. Конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от
государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих
факторов. Существенное значение имеет суверенная воля государства-
преемника, определяющего объем правопреемства согласно своим интересам.
Однако это не должно противоречить основным принципам международного
права, наносить ущерб остальным государствам и народам. Так, например,
Министерство иностранных дел Российской Федерации 13 января 1992 года
заявило, что Россия продолжает осуществлять права и выполнять
обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных
Союзом ССР, и просит рассматривать Россию в качестве стороны всех
действующих международных договоров вместо бывшего СССР. В настоящее
время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух
универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в
отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о
правопреемстве государств в отношении государственной собственности,
государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. В
|
|
рамках СНГ разработаны и подписаны ее участниками более 20
международных договоров о правопреемстве государств.
Вопросы правопреемства других субъектов международного права
детально не регламентированы. Они разрешаются на основе специальных
договоров. Многие аспекты правопреемства межправительственных
организаций предусматриваются в их учредительных актах и соглашениях.
Определенный интерес представляют вопросы международной
правосубъектности наций и народов. Хотя право на самоопределение
признается международным сообществом за всеми нациями и народами, не
каждая нация или народ могут рассматриваться как субъект международного
права. Лишь нация или народ, борющиеся за свое освобождение и создавшие
определенные властные структуры, объединенные единым центром,
способным выступать от имени нации или народа в межгосударственных
отношениях, могут претендовать на статус субъекта международного права.
Определенным объемом международной правосубъектности обладают
государственно-подобные образования, которые относятся к категории
производных субъектов международного права. Они представляют собой
особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы,
которые на основе международного акта или международного признания
имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.
В настоящее время государственно-подобными образованиями со
специальным международно-правовым статусом являются Ватикан
(Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви и
Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с
международно-признанными благотворительными функциями. Их
административные резиденции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский
орден поддерживают дипломатические отношения со многими
государствами мира.
Международные межправительственные организации являются
субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не
идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из
|
|
суверенитета. Любая межправительственная (межгосударственная) организация
является субъектом международного права прежде всего потому, что
государства согласились наделить ее соответствующими правами и
обязанностями, которые четко определены в учредительных актах (уставах,
статутах, договорах, конвенциях и других) и полностью соответствуют
основным принципам международного права. Поэтому международные
организации как субъекты международного права вторичны, производны по
отношению к государствам. Межправительственные организации являются
субъектами международного права и потому, что их учредительные акты
регулируют отношения между организациями и их государствами-членами, то
есть межгосударственные по своему характеру отношения. Эти учредительные
акты регламентируют в первую очередь вопросы членства, статуса
организации, полномочия на заключение международных договоров и другие
вопросы. Объем международной правосубъектности межправительственной
организации в каждом конкретном случае устанавливается ее учредительным
актом, соглашениями с государствами и другими субъектами международного
права.
В современный период наиболее известными международными
организациями являются ООН, Организация Объединенных Наций по
вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная
организация здравоохранения и др. К числу международных организаций
регионального сотрудничества относятся: Содружество Независимых
Государств (СНГ), Совет Европы, Европейский Союз, Организация по
безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация африканского
единства (ОАЕ) и др.
Проблема признания индивида субъектом международного права
является дискуссионной и во многом спорной. В доктрине существуют
различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного
права.
В целом же заслуживает внимания и одобрения концепция признания
самостоятельного международно-правового статуса личности,
свидетельствующая о его специфической международной
правосубъектности. Нынешнее состояние международного права позволяет
констатировать прямое включение в договоры норм, ориентированных на
индивида. Они касаются как устанавливаемых договорами основных прав и
свобод человека, так и его обязанностей и ответственности. Первичными
были как раз нормы об ответственности: речь шла о международной
уголовной ответственности определенных лиц за военные преступления, за
преступления против мира и человечности. Так, например, Устав
Международного военного трибунала 1945 года признает индивида
субъектом международно-правовой ответственности.
С другой стороны, оценивая роль международных договоров в
непосредственной регламентации индивидуальных прав и свобод, можно
констатировать неуклонное расширение круга международно-правовых
норм, предоставляющих индивидам юридические возможности их
обеспечения и защиты («право на правовую защиту»). Право на обращение
отдельных лиц в межгосударственные органы по защите прав и свобод
человека сегодня признается как международно-правовыми актами
(факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и
политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и
основных свобод 1950 года и 11 протоколов к ней и ряд других), так и
Конституцией Российской Федерации. По этому вопросу председатель
Европейского суда по правам человека Р. Рисдаль справедливо заметил,
что поскольку частные лица могут инициировать разбирательство в
Европейском суде, «им предоставлен статус субъектов международного
права»3.
Очевидно, что индивиды обладают международными правами и
обязанностями, а также способностью обеспечивать (например, через
международные судебные органы) выполнение субъектами международного
права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для
признания у индивида качеств субъекта международного права.