1. Проблема возраста в психологии. Значение выделения возрастных периодов.
2. Западные периодизации развития ребенка (З. Фрейд, Э. Эриксон, Джерсилд, Пиаже Ж., Кольберг). Роль биологического и социального в появлении возрастных новообразований.
3. Особенности возрастной периодизации Выготского Л.С., Эльконина Д.Б.
Методические рекомендации по изучению материала
Целью самостоятельной работы должно явиться рассмотрение выдающихся достижений западной и отечественной психологии, касающихся анализа развития основных аспектов человеческой жизни – эмоциональной сферы, поведения и интеллекта. При подготовке вопросов необходимо не только выделить основные достижения и ограниченность теорий, но и постараться понять значение этих положений для практической деятельности психолога.
Обратить внимание на соотношение физического и психологического возраста и причины расхождения между физиологическим и психологическим возрастом. Важно выделить факторы, определяющие психологический возраст. Проанализировать литературные образы, сходные по количеству лет, но различающиеся своими не индивидуальными, но возрастными характеристиками.
|
|
При рассмотрении вопроса о возрастной периодизации необходимо, прежде всего, ответить на вопрос о значении выделения различных возрастных периодов для практики обучения и воспитания. Сопоставить возрастные периодизации, традиционно используемых в отечественной и зарубежной психологии (Э.Эриксон, Д.Б.Эльконин, В.И.Слободчиков); определить их достоинства и ограничения.