ГИПЕРАКТИВНОСТЬ ДЕТСКАЯ – отклонение от возрастных норм развития онтогенетического, характерное невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении социальном и деятельности интеллектуальной, повышенной активностью при нормальном уровне развития интеллектуального. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке. Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами ее появления могут быть: 1) органические поражения системы нервной центральной нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы; 2) генетические факторы – приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга головного и к нарушениям регуляции внимания, активационного и тормозного контроля.
НЕГАТИВИЗМ – немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта. Чаще всего проявляется у детей относительно требований взрослых, кои не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Может выражаться и в отказе выполнять предъявляемые требования, и в выполнении действий, противоположных требуемым.
Исключая клинические случаи бессмысленного сопротивления, негативизм как ситуативная реакция или черта личностная обусловлен потребностью субъекта в самоутверждении, в защите своего Я, а также является следствием сформированного эгоизма субъекта и его отчуждения от нужд и интересов других людей.
Психологическая основа негативизма – установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общения, ожиданий членов конкретной группы социальной, на протест по отношению к данной группе и отвержение конкретной личности как таковой. Ярче всего реакции негативизма выражены у детей в периоды возрастных кризисов. Они выражаются в поведении демонстративном, упрямстве и конфликтности. Психокоррекционная работа с такими детьми позволяют устранить негативизм как форму поведения.
НЕЗАВИСИМОСТЬ – альтернатива конформности и негативизму – самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции. Не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней (самоопределение коллективное).
КАПРИЗЫ ДЕТЕЙ — особенность поведения, выражающаяся в противодействии и сопротивлении требованиям, советам, указаниям взрослых, в непослушании. В дошкольном возрасте проявление капризхов сопровождается обычно плачем, криком, двигательным возбуждением. Капризы детей могут носить характер случайных, эпизодических проявлений. Такие капризы чаще всего возникают как следствие заболевания, усталости, перевозбуждения, перегрузки впечатлениями.
Выводы
Проблемы, о которых говорят многие родители дошкольников – низкий уровень самоорганизации детей, снижение учебной мотивации. Одной из причин подбных проблем может быть недостаточное внимание к важнейшей деятельности дошкольников – сюжетно-ролевой игре. Игре, как и другой деятельности, нужно учить, нужно организовывать совместную игру. Однако, гораздо проще всего, с точки зрения энергетических и эмоциональных затрат, купить ребенку компьютерную игру. Как следствиеи - трудности в обучении 6-7-летних детей связанные с неспособностью детей контролировать свое поведение, отсутствие навыков самоорганизации и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, снижение познавательной активности.
Список литературы по теме
1. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др. Под ред. М.В. Гамезо и др.- М.: Просвещение, 1984.- С. 63-67.
2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. М.: ИНТОР, 1996. – С. 5-88.
3. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. - С. 349-456.
4. Люблинская А.А. Детская психология. Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
5. Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. – 416 с.
6. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994. С.80-95, 158-170.
7. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. С.238-264.
8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
9. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. //Возрастная психология. Детство, отрочество, юность //Хрестоматия \ Сост. В.С.Мухина, А.А.Хвостов.- М.,:AKADEMA, 2001.- С.196-199. (конспект)
10. Эльконин Д.В. Психология игры. - М.: Просвещение,1978. - С. 169-270. (конспект).