Современная психология рассматривает развитие на всех возрастных этапах как выполнение определенных задач. Эта концепция сменила учение о фазах и ступенях, однако такая точка зрения не нова и детально обсуждалась Шпрангером в 1926 году.
Хавигхерст определил следующие задачи развития в юношеском возрасте:
1. Принятие собственной внешности и эффективное использование своего тела: необходимо осознать его особенности и научиться осмысленно управлять своим телом во время спортивных занятий, на досуге, в работе и повседневной жизни.
2. Усвоение мужской или женской роли: молодые люди должны индивидуально избрать структуру полового поведения и «образ» своей половой роли.
3. Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов. Важным становится влияние группы.
4. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Родителям нелегко признать за детьми право на независимость: как быни стремились они воспитать детей самостоятельными, им хотелось бы как можно дольше сохранить семейную структуру с взаимной зависимостью детей и родителей.
5. Подготовка к профессиональной карьере: обучение в юношеском возрасте прямо (у работающих молодых людей) или косвенно (в высшей школе) нацелено на освоение профессии.
6. Подготовка к браку и семейной жизни: приобретение знаний и социальной готовности, необходимых для выполнения задач, связанных с партнерством и семьей. Удлинение времени учебы зачастую до третьего десятилетия жизни в связи с развитием общества вынуждает искать здесь новые решения.
7. Формирование социально-ответственного поведения: речь идет о подготовке к участию в деятельности на пользу общества и усвоении политической и общественной ответственности гражданина.
8. Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения: критический анализ ценностей окружающей культуры должен привести к формированию самостоятельной «интернализированной» структуры ценностей как руководства к действиям.
Задачи развития формулируются сходным образом и другими авторами. С точки зрения самих молодых людей существуют заметные различия в субъективном значении задач развития в зависимости от возраста и пола.