По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.
Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:
1. основные правовые семьи:
· романо-германская (континентальная);
· англосаксонская (семья общего права);
· социалистическая;
2. дополнительные семьи права:
· религиозная, т. е. исламская;
· традиционная, т. е. семья обычного права;
· дальневосточная;
· индусская.
От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.
Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц.
Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):
· романская;
· германская;
· скандинавская;
· англо-американская;
· социалистическая;
· исламская;
· индусская;
· дальневосточная.
|
|
Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:
1. западные (светские) семьи мира:
· романская;
· германская;
· скандинавская;
· английская;
· американская;
· российская;
· социалистическая;
2. иные незападные семьи мира:
· юго-восточная;
· африканская;
3. религиозные семьи мира:
· мусульманская;
· еврейская;
· каноническая;
· индусская.
Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:
· традиционного права (африканское обычное право);
· традиционно-этического права (китайское, японское право);
· религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);
· законодательного права (романо-германское право);
· прецедентного права (английское, американское право);
· смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);
· постсоветские правовые системы.
И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:
· принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);
· принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).
Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.
Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:
· романо-германская (континентальная);
· англосаксонская (семья общего права);
· арабская (мусульманская);
· африканская (семья обычного права).