Характеристики стадий классического жизненного цикла отрасли и возможные стратегии
Стадия ЖЦО/ характеристика
| Первая производная емкости рынка по времени (dQ/dt)
| Характеристики
| Возможные стратегии
|
Зарождение
| >0
| "Правила игры" не сформированы; точно неизвестна доминантная технология, параметры рынка и потребности клиентов, поставщики; отсутствуют отраслевые стандарты, отраслевые лидеры; будущее организации определяется в большей степени адекватностью выбора стратегии
| Начало нового бизнеса посредством создания бизнеса "с нуля", создания совместного предприятия, покупки организации
|
Рост
| >>0
| Идет формирование отрасли; основной акцент в конкурентной борьбе – захват рыночной доли; основная сложность – планирование перспективных объемов производства и производственных мощностей, борьба за поставщиков
| 1. Концентрация усилий.
2. Прямая и обратная вертикальная интеграция
|
Замедление роста
| >0
| Отрасль сформировалась; определились лидеры, последователи и т. д.; акцент в конкурентной борьбе сместился на качество, сервис, цены; достигнута экономия на эффектах масштабов и освоений
| Создание инновационных организаций
|
Зрелость
| =0
| Снижается отраслевая прибыльность; конкуренция усиливается и приобретает новые формы, т. к. привлечение новых потребителей возможно только посредством переманивания их у конкурентов
| 1. Связанная диверсификация
2. Несвязанная диверсификация
3. Создание инновационных организаций
|
Закат
| <0
| Увеличивается конкурентная сила поставщиков; возрастает роль качества, сервиса, цены; вероятно, усиливается международная конкуренция, число слияний и перекупок организаций
| 1. Оборонительная стратегия
2. Стратегия агрессивной защиты
3. Немедленный выход посредством продажи или ликвидации
4. Стратегия снятия урожая
|