Подготовка информации

Создание документов

Создание документа представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: 1)подготовка информации по вопросу, требующему решения; 2) создание (составление и оформление) на этой основе проекта документа; 3) его согласование и окончательное изготовление для подписания или утверждения.

Подготовка информации.

Важнейшее условие эффективности управленческого решения – объективность, достаточность и своевременность информации, на основе которой готовится документ.

Подготовка информации включает в себя два основных этапа: 1) выявление целесообразности документа и 2) сбор и анализ информации по решаемому вопросу. Выявление целесообразности документа позволяет правильно определить адресат, вид, стиль и характер изложения текста документа, для чего формулируются цель документа и круг вопросов, которые он призван решить. Сбор информации обеспечивает грамотную постановку вопроса, помогает избегать дублирования, противоречия с имеющимися в организации документами и проводится по следующему алгоритму:

- изучение правовой и нормативно-методической базы, определяющей решение такого типа вопросов (законодательные акты, нормативная документация, научные данные и т.п.);

- изучение предшествующих документов, решений по данному или аналогичным вопросам в своей организации (если опыта решения подобных вопросов нет, можно обратиться за консультацией в другую организацию);

- сбор данных по конкретной ситуации (докладные записки, справки, акты, отчеты, письма и т.п.);

На основе анализа собранной информации разрабатывается приемлемый вариант содержания и осуществляется создание проекта документа.

1.2 Создание проекта документа: составление текста, требования к тексту.

Создание проекта документа, в свою очередь, тоже состоит из двух этапов: 1)составление текста и 2)оформление проекта документа. Проект документа оформляется как беловой вариант документа, но не на бланке, а на стандартном листе бумаги, с указанием в верхнем правом углу слова «Проект». Требования к оформлению документа подробно рассмотрим во втором вопросе, а сейчас обратимся к требованиям по составлению текста документа.

1)Прежде всего, текст документа должен иметь четкую структуру. Желательно, чтобы документ был одноаспектным, включающим для решения один вопрос, так как это облегчает учет, контроль, справочно-информационную работу, тиражирование, то есть повышает скорость работы с документированной информацией. Одноаспектный документ включает, как правило, две основные смысловые части:

- изложение причин, оснований, целей составления документа (ответ на вопрос «почему и зачем?») и

- выводы, предложения, просьбы, распоряжения, решения, рекомендации (ответ на вопрос «что?»).

В современных документах часто начинают со 2-й части.

Если документ является многоаспектным, и в связи с этим многостраничным (Устав, Положение, Инструкция и т.п.), то текст должен быть поделен на разделы, подразделы (главы, части), пункты и подпункты. В настоящее время принята нумерация арабскими цифрами, разделяемыми точками. Например: 1; 1.1; 1.2; 1.2.1,1.2.2; для подпунктов обычно используются буквы.

Кроме четкости структуры, следует учитывать и следующие основные требования, предъявляемые к тексту документа:

- документированная информация должна быть достоверной, объективной, полной (необходимой и достаточной), а ее изложение кратким;

- изложение информации должно быть также аргументированным (содержать факты, доводы) и логичным (непротиворечивым);

- формулировки, употребляемые в тексте должны быть безупречны в юридическом отношении;

- при ссылке в тексте на какой-либо документ необходимо приводить о нем полные данные (название, номер, дату издания);

После того, как проект документа подготовлен, он направляется (при необходимости) на согласование.

1.3. Согласование проекта документа и его изготовление.

Подготовленный проект документа при необходимости проходит процедуру согласования с юридической службой (юристом), со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, с заместителем руководителя, если решение по данному вопросу в компетенции руководителя (или выносится на обсуждение коллегиального органа управления). Результаты согласования фиксируются визами согласования документа, которые представляют собой указание должности, подписи визирующего, даты и расшифровки подписи. При необходимости внешней экспертизы принимаемого решения, проект документа направляется на внешнее согласование, которое фиксируется на отдельном листе - «Листе согласования». «Лист согласования» может применяться и для высказывания замечаний при внутреннем согласовании. При наличии замечаний к тексту документа визирующим делается отметка «замечания прилагаются». Если при согласовании были высказаны замечания, они, как правило, учитываются: документ дорабатывается, (при необходимости, еще раз согласовывается с лицами, высказавшими замечания), окончательно изготавливается (без слова «проект» на соответствующем бланке) и отдается на подпись или утверждение руководителю. Если предложенные при согласовании замечания не были учтены автором документа, они прикладываются к документу, передаваемому на подпись руководителю.

Проект документа, подлежащего утверждению на коллегиальном органе, согласовывается на его заседании; при необходимости в процессе обсуждения в него вносятся коррективы и окончательный вариант фиксируется в протоколе заседания. Документ окончательно изготавливается с грифом утверждения отдельным документом не позднее трех дней со дня заседания коллегиального органа, на котором он был утвержден.

Дата подписания или утверждения документа является датой его издания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: