В большинстве отраслей промышленности величина затрат на единицу продукции характеризуется как монотонно убывающая функция от объема производства данного продукта.
На транспорте эта зависимость имеет место между удельными транспортными затратами и густотой перевозок не по данному грузу, а общей густоте перевозок (по всем грузам).
С ростом объема и густоты перевозок в пределах технически возможной и экономически целесообразной загрузки железнодорожных линий себестоимость перевозок снижается. Это происходит не только за счет медленнее возрастающих по сравнению ростом перевозок условно-постоянных затрат, но и за счет удельного снижения переменных затрат. Издержки по перемещению не зависят исключительно от расстояния.
На железнодорожном транспорте выделяют следующие операции перевозочного процесса:
операции на начальных и конечных станциях (в расчете на один загруженный и выгруженный вагон);
операции с транзитными вагонами (в расчете на 1 т груза);
операции передвижения (на 1т-км для каждой категории поезда).
Себестоимость 1 т-км имеет вид:
а
С т-км = --------- + b,
λ гр
где а — затраты на начальные и конечные операции (включая формирован расформирование поездов на станции погрузки и выгрузки) в расчете на 1т груза; b — затраты по передвижению и переформированию поездов в пути следования в расчете на 1 т-км.; λ гр – расстояние перевозки груза, км.
Затраты (Ст) на 1 т груза на расстояние 1 км можно представить:
Ст= а+ b × λ
Дифференциация тарифов по роду груза обусловливается неодинаковой загрузкой транспортных средств различными грузами и различным характером выполнения операций с разными грузами на станциях отправления и назначения, что оказывает влияние на размер транспортных издержек. Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортомдифференцируются в зависимости от расстояния перевозки, типа поезда (пассажирский, скорый), типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Тарифы на багаж зависят от расстояния перевозки и объявленной ценности грузобагажа.
В зависимости от вида отправок тарифы железнодорожного транспорта подразделяются на повагонные, контейнерные, мелкие и малотоннажные отправки. Различия в этих тарифах определяются разной себестоимостью перевозок. Самые низкие из перечисленных — повагонные тарифы. Они устанавливаются в расчете за вагон, с учетом его грузоподъемности и независимо от степени загруженности по видам груза.
Контейнерные тарифы применяются на те виды грузов, которые необходимо перевозить в контейнерах, цистернах (наливные грузы), и дифференцируются в зависимости от грузоподъемности контейнеров. Тарифы на мелкие отправки используются при перевозке грузов мелкими партиями и зависят от массы партии.
Вся система тарифов железных дорог и вопросы экономических взаимоотношений с грузополучателями и грузоотправителями изложены и опубликованы в специальных тарифных руководствах и приложениях к ним. В тарифных руководствах приведены готовые расчетные таблицы плат за перевозку грузов на различное расстояние.
В условиях общего роста затрат на транспорте постоянно возникает необходимость их корректировки. Ее осуществляют с помощью установления предельных повышающих коэффициентов (учитывающих удорожание затрат) к тарифам, содержащимся в тарифных руководствах отдельно на внутриреспубликанские грузовые перевозки и перевозки в межгосударственном сообщении.
Предельные коэффициенты повышения тарифов на внутриреспубликанские перевозки ежемесячно определяются Министерством экономики республики и Белорусской железной дорогой на основе изменения индекса цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц.
Поскольку транспорт республики представляет собой часть единой транспортной системы бывшего СССР, тарифная политика на межгосударственные перевозки каждого фрахтового года обсуждается и согласовывается на тарифных конференциях администрациями железных дорог стран СНГ — участниц Тарифного соглашения.
Вопрос 9.4. Тарифы автомобильного, речного и авиационного транспорта.
Наибольшей гибкостью и подвижностью отличаются тарифы на грузовые автомобильные перевозки. Они формируются не только под влиянием затратного фактора, но и в условиях нарождающейся конкуренции учитывают соотношение спроса и предложения на такие услуги. На этом сегменте рынка перевозок четко про слеживается политика лидерства в ценах.
Крупнейшее в республике объединение — концерн Белмагистральавтотранс, имеющее опыт в разработке тарифов, определяет их по видам перевозок автомобилями различной грузоподъемности. Мелкие и средние автотранспортные предприятия стремятся придерживаться их уровня, в некоторых случаях устанавливая пониженными или повышенными с учетом складывающейся конъюнктуры рынка и желания сформировать свою клиентуру.
Грузовые транспортные тарифы представляют собой денежное выражение созданной на транспорте стоимости.
Тарифы автотранспорта подразделяются на сдельные (общие), исключительные, повременные и тарифы покиламетрового пробега. Так, например, сдельные тарифы устанавливаются за перевозку 1 т груза дифференцированно по расстояниям и классам груза.
Совместным Постановлением Министерства экономики и Министерства транспорта Республики Беларусь № 74/8 от 2 апреля 2001 г. утверждено Положение о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь.
Это Положение обязательно для всех перевозчиков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением организаций с иностранными инвестициями). В Положении определены новые подходы к формированию статей себестоимости перевозки грузов, в основном с использованием нормативного метода определения затрат.
Для расчета плановой себестоимости единицы транспортной работы составляется плановая калькуляция по соответствующим статьям расходов.
Тариф на автомобильные перевозки определяется в зависимости от расстояния перевозки на 1 ткм, 1 пас.-км, 1 ч работы, 1 пл.км, 1 т груза, 1 отправку и другую единицу измерения в соответствии с принятой в организации методикой.
В Положении даны определения отдельных единиц транспортной работы (например, один тонно-километр, один пассажира - километр и др.).
Например, один тонно-километр (1ткм) — это единица транспортной работы, соответствующая перевозке одной тонны груза по автомобильной дороге на расстояние 1 км. Один платный километр (1пл.км) характеризует единицу транспортной работы, соответствующей перевозке пассажиров в легковом автомобиле-такси на расстояние 1 км. Одна отправка соответствует поездке автомобиля с грузом между двумя конечными пунктами, на которых были произведены погрузка и разгрузка.
Тарифы на автомобильные перевозки носят договорный характер и могут использоваться в различных видах. Например, в практике работы крупных автотранспортных предприятий используются тарифы на поездные, контейнерные отправки, за повременное пользование автомобилями, перегон подвижного состава, мелкие отправки.
Тарифы на перевозку грузов поездными отправками устанавливаются по группам автомобилей (автопоездов) с определенной грузоподъемностью (например, свыше 0,5 до 2,4 т, свыше 2,4 до 5 т и т.д.) за 1 км пробега с грузом. Одновременно может предусматриваться плата за простой автомобиля у клиента.
Тарифы за повременное пользование автомобилями определяются за 1 ч работы автомобиля. Дополнительно может предусматриваться тариф за 1 км пробега сверх 24 км за 1 ч пользования.
Тарифы за перевозку грузов в автомобильных контейнерах рассчитываются с учетом грузоподъемности контейнера (1,25 т, 3 т, 5 т, 20 т) за 1 км пробега с грузом. Дополнительная плата может взиматься за задержку контейнера сверх 8 ч.
Тарифы на перегон подвижного состава устанавливаются за 1 км пробега по видам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы). Тарифы на перевозку грузов мелкими отправками зависят от массы отправки (например, до 0,25 т, свыше 0,25 до 0,5 т и т.д.) и включают также стоимость экспедирования груза.
Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом формируются исходя из их себестоимости, прибыли, необходимой транспортной организации для расширенного воспроизводства, косвенных налогов и неналоговых платежей, качества транспортных услуг и конъюнктуры рынка.
Особенностью формирования себестоимости автоперевозок является расчет материальных затрат. Затраты на топливо, занимающие значительный удельный вес в себестоимости, могут рассчитываться на 100 км пробега, на 100 т/км или на каждую ездку с грузом в соответствии с нормами расхода топлива и смазочных материалов. При работе транспорта в зимнее время нормы расхода топлива могут увеличиваться на 10 %. Затраты на смазочные материалы определяются исходя из норм расхода смазочных материалов в процентах от общего расхода топлива.
Материальные затраты на ремонт и восстановление шин рассчитываются исходя из нормативного пробега автошин соответствующей модификации, нормы стоимости комплекта шин на 1000 км пробега, количества колес автомобиля, цены одной шины на момент расчета тарифов.
Общехозяйственные расходы могут быть отнесены непосредственно на определенный вид перевозки путем прямого включения в себестоимость или при невозможности прямого отнесения — пропорционально заработной плате водителей, общему пробегу или другим показателям.
Тарифы воздушного транспорта построены достаточно просто — за 1 т/км независимо от типа самолета, скорости и рода груза.
На морском транспорте оплата перевозок производится по тарифу (если груз перевозится системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке (если перевозка носит заказной характер). Величина страховой ставки определяется исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке.
Основными видами перевозок на речном транспорте являются перевозки сухогрузов и наливных грузов, а также буксировка леса в плотах. Тарифы на водный транспорт рассчитываются для каждого конкретного судна (состава судов), оборудования, вида транспортной работы, услуг и устанавливаются по следующим показателям: одна тонна; одна отправка; один тонно-километр; один пассажиро - километр; один час эксплуатации судна; одни сутки эксплуатации судна; один рейс. Расчет затрат по эксплуатации судов и иных плавучих объектов по калькуляционным статьям производится за рейс, за один час эксплуатации, одни сутки эксплуатации отдельно на ходовое и стояночное время. Как на воздушном, так и на речном транспорте применяются сборы за дополнительные операции (взвешивание, хранение, экспедиционные операции, перегрузка и др.).
Рассчитанные тарифы, утвержденные руководителем транспортной организации, помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях. Перевозчик имеет право предоставлять клиенту скидку от установленного им тарифа с учетом объемов перевозок, сроков оплаты, сезонности перевозок и т.п.
В этом случае в организации разрабатываются и утверждаются порядок применения скидок и их размеры, тарифы на перевозки согласовываются с заказчиками в протоколах согласования тарифов, а также в договорах на выполнение работ (услуг), поскольку расчеты осуществляются по тарифам, отличным от помещенных в прейскуранте. Тарифы могут быть изменены в течение срока действия договора по соглашению сторон.