Г. Барнаул

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ

Региональная кафедра философии, истории и права

ЛЕКЦИЯ

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Барнаул

1. Налоговая система Российской Федерации.

2. Система налогов и сборов Российской Федерации.

3. Федеральные налоги и сборы.

4. Региональные налоги и сборы.

5. Местные налоги и сборы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Налоговое право: Учебник для вузов/Отв. ред. Ю.А. Крохина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА,2004.

2. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЭКСМО,2006.

3. Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ,2005.

4. Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов//Российская юстиция. 1999. №11.

5. Тостопятенко Г.Н. Европейское налоговое право: сравнительно-правовое исследование. – М.,2001.

1. Налоговая система Российской Федерации.

С философской точки зрения система это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые. Выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент более высокого порядка.

Для того, чтобы понять, что такое налоговая система Российской Федерации необходимо ответить на вопрос: из каких частей состоит эта система и какое место в этой системе занимает система налогов и сборов?

Понятие «система» означает, что налоги и сборы Российской Федерации представляют собой целостное образование, состоящее из множества элементов, сходящихся между собой в определенной связи.

Система налогов и сборов Российской Федерации напрямую связана с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным устройством. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Бюджетная система России включает в себя три уровня – федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Соответственно система налогов и сборов Российской Федерации также состоит из трех уровней – трех подсистем более низкого порядка. Поэтому взимаемые в установленном порядке в Российской Федерации налоги и сборы объединяются в эти три подсистемы: подсистему федеральных налогов и сборов; подсистему региональных налогов и сборов; подсистему местных налогов и сборов.

При этом специфическим свойством системы налогов и сборов является ее единство. Оно обусловлено единством целей и задач существования налогов всех трех видов, единством принципов организации системы, а также единством экономических и юридических принципов установления и взимания входящих в систему налогов и сборов, единой правовой базой, единой системой обеспечивающих ее функционирование государственных органов, единством экономических отношений.

Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено российским налоговым законодательством.

Система налогов и сборов Российской Федерации, представляя собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, одновременно сама является элементом системы более высокого порядка – элементом налоговой системы Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права, складывающихся в сфере налогообложения общественных отношений субъектов права.

Элементами налоговой системы Российской Федерации являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы МВД, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.

При этом под налогооблагающими субъектами понимаются субъекты, которые «обременяют подданных» обязанностями по уплате налогов и сборов, это:

1) Российская Федерация;

2) Субъекты Российской Федерации;

3) Муниципальные образования.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации представляется совокупностью:

1) системы налогов и сборов Российской Федерации;

2) системы налоговых правоотношений;

3) системы участников налоговых правоотношений;

4) нормативно-правовой базы сферы налогообложения.

К основным принципам налоговой системы в литературе относят следующие организационные и функциональные принципы:

1) единство налоговой системы;

2) организационное единство системы налоговых органов;

3) справедливость и достаточность налогообложения;

4) единство правовой базы;

5) подвижность налогообложения;

6) стабильность налоговой системы.

3. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Налоги и сборы в Российской Федерации делятся на три вида:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Основное отличие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоговые платежи вводятся и взимаются.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов содержится в ст. ст. 13,14 и 15 части первой НК РФ.

Состав налогов и сборов Российской федерации характеризуется нестабильностью. В перспективе предполагается установление таких налогов, как налог на доходы от капитала, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, экологический налог и др.

1. Федеральные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В ст. 13 НКРФ предусмотрен следующий перечень федеральных налогов и сборов:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минирального сырья;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) 9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

В свою очередь ст. 19 Закона РФ «об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень федеральных налогов и сборов:

1) НДС;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на операции с ценными бумагами;

6) таможенная пошлина;

7) платежи за пользование природными ресурсами;

8) налог на прибыль организаций;

9) государственная пошлина;

10) сбор за использование наименований «Россия», «РФ» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

11) плата за пользование водными объектами;

12) сборы за выдачу лицензий на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

13) налог на добычу полезных ископаемых.

2. Региональные налоги и сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствие с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные органы власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

б) порядок и сроки уплаты налога, а также

в) формы отчетности по данному региональному налогу.

Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения – налоговую базу, объект налогообложения и т. д. – устанавливают федеральные законодатели.

Не могут устанавливаться региональные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом.

В ст. 14 НК РФ предусмотрен следующий перечень региональных налогов и сборов:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При этом предусматривается, что при введении в действие налога на недвижимость на территории соответствующего субъекта РФ прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В свою очередь в ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень налогов и сборов субъектов Федерации:

1) налог на имущество организаций;

2) лесной доход;

3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

4) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес.

3. Местные налоги и сборы.

Местными являются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и нормативными правовыми актами представитлеьных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Исключение составляют местные налоги и сборы в городах федерального значения, которые устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Местные налоги действуют только на территории соответствующего муниципального образования.

Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

б) порядок и сроки уплаты налога, а также

в) формы отчетности по данному местному налогу.

Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения устанавливают федеральные законодатели.

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотреных федеральным законом.

В ст. 15 НК РФ предусмотрен следующий перечень местных налогов и сборов:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) местные лицензионные сборы.

В свою очередь в ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержится следующий перечень местных налогов и сборов:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) налог на рекламу.

Одним из принципов функционирования налоговой системы рФ является принцип гласности. Поэтому информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении и отмене региональных и местных налогов и сборов направляются в ФНС РФ и Минфин РФ, а также в соответствующие региональные налоговые органы и финансовые органы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях ежеквартально публикуются ФНС России.

В свою очередь, сведения о действующих местных налогах и сборах, а также их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими региональными налоговыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: