Принятие Русью христианства. Крещение Руси св. князем Владимиром

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры выдадут за него свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил Херсонес (ныне – в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось согласиться на замужество сестры и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев в 988 г. Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Так было положено начало распространению христианства на Руси.

Крещение остальной Руси заняло длительное время из-за сопротивления жителей. Новгородцы крестились только после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в.

Многие языческие верования вошли на Руси в христианский канон, а языческие боги были отождествлены с христианскими святыми (Перун – с Ильей-пророком, Велес – со св. Власием, Мокошь – с Параскевой-Пятницей). Праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя. Масленичные блины напоминают о языческом поклонении Солнцу. В народе сохранилась вера в низшие божества – леших, домовых, русалок и т. п. Однако все это – лишь пережитки язычества.

Последствия принятия христианства:

1. правящий класс получил идеологическое средство для укрепления власти – христианскую религию, а также организацию, выполнявшую задачу божественного освещения складывающегося феодального строя.

2. идеологически закреплялось единство Древнерусского государства

3. Русь получила письменность и возможность приобщиться к культуре Византии, наследницы античной цивилизации

4. расширились и окрепли внешнеполитические связи Руси, вступившей в семью христианских народов

5. специфика – медленный ход процесса христианизации вглубь, новая религия долгое время оставалась элитарной

6. культурный разрыв между высшими слоями и массой

7. принятие православия как наиболее зависимой от государства разновидности христианства привело к изоляции от католического мира Европы после падения Византии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: