Концепция управления качеством – QM

Качество товара должно находиться в равновесии с ценой продукции и обеспечивать конкурентоспособность продукции на рынке товаров и услуг.

Концепция QM (Quality Management) основывается на международных стандартах. Международный опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО, введенных в действие в марте 1987 г. и периодически обновляемых. Концепция QM (управления качеством), основываясь на международных стандартах, непосредственно связана с системой ERP и направлена на ее совершенствование. Сущность системы QM – организация мониторинга состояния параметров качества продукции, которые рассматриваются по элементам производственного процесса в реальном времени.

ERP-системы обычно внедряются вместе с CRM-системой и системой контроля качества.

Говоря о качестве производимой предприятием продукции, в первую очередь следует обсудить стандарт ISO 9000. Основополагающая идея ISO 9000 заключается в том, что система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Приведем список элементов качества, на которые распространяются требования стандартов ISO 9000:

1. Ответственность руководства.

2. Система качества.

3. Анализ контракта.

4. Управление проектированием.

5. Управление документацией.

6. Закупки продукции.

7. Продукция, предоставленная потребителям.

8. Идентификация продукции и ее прослеживаемость.

9. Управление процессами.

10. Контроль и проведение испытаний.

11. Контрольное, измерительное и испытательное оборудование.

12. Статус контроля и испытаний.

13. Управление продукцией, не соответствующей стандарту качества.

14. Корректирующие и предупреждающие действия.

15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка.

16. Регистрация данных о качестве.

17. Внутренние проверки качества.

18. Подготовка кадров.

19. Техническое обслуживание.

20. Статистические методы.

Сопоставление этого списка с процедурами внедрения корпоративной информационной системы показывает, что они отражают наиболее типичные бизнес-процессы, в той или иной мере имеющие отношение к качеству выпускаемой продукции. Таким образом, функционально стандарты семейства ISO 9000 связаны с обеспечением качества системы управления производством изделия.

Создание и внедрение системы качества на предприятии включают следующие этапы:

· обследование организации, выявление несоответствий и узких мест в бизнес-процессах и выдача рекомендаций относительно возможных путей устранения несоответствий;

· организация проекта создания и внедрения системы качества, проведение обучения участников проекта от заказчика;

· разработка документации системы качества и ее внедрение в подразделениях предприятия;

· подготовка внутренних аудиторов и проведение планового внутреннего аудита качества в подразделениях;

· подготовка к сертификации и проведение сертификационного аудита качества;

· международная сертификация системы качества.

Таким образом, внедрение ISO 9000 почти всегда влечет за собой серьезную реорганизацию бизнес-процессов предприятия. Сама идея такой реорганизации вплотную связана с внедрением информационных технологий - ведь как для оптимизации бизнес-процессов, так и для их поддержания существуют специальные программные продукты, применяемые давно и успешно.

Что же необходимо для внедрения полноценной системы качества? Формально такое внедрение обязывает предприятие задокументировать всю свою деятельность по указанным выше 20 направлениям, и обеспечить реальное функционирование бизнес-процессов в организации в полном соответствии с ними. На последнем этапе проводятся проверка соответствия разработанной системы управления требованиям ISO 9000 и сертификация системы качества соответствующей аудиторской фирмой. Другими словами, необходимо подтверждение того, что управленческие процедуры, описанные в документации, действительно работают.

Форма изложения документов, необходимых для сертификации системы качества предприятия, не регламентирована. Однако большинство инструкций (их может быть несколько десятков) представляют собой набор таблиц с указанием субъектов производства и их взаимодействия в той или иной ситуации и по содержанию во многом аналогичны диаграммам, построенным в соответствии с методологией IDEF1x и часто используемым для формального представления схемы функционирования предприятия на этапе его информационного обследования при постановке задачи на разработку и внедрение КИС. Таким образом, в самой документации, которую, так или иначе, приходится разрабатывать, уже может содержаться часть проекта реинжиниринга и внедрения КИС. Все это позволяет рассматривать внедрение программных технологий корпоративного уровня и сертифицированной системы качества как единую комплексную задачу.

Очевидно, что на сегодняшний день внедрять системы управления документами на промышленных предприятиях целесообразно только в соответствии с требованиями ISO 9000 или, как минимум, с учетом этих требований. При внедрении и поддержании системы качества могут потребоваться программные продукты, по крайней мере, трех классов: комплексные системы управления предприятием (включающие автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), системы электронного документооборота, а также продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности. К ним можно отнести и системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты для анализа данных, а также программное обеспечение, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ISO 9000. Как считают многие аналитики, опираясь на зарубежный опыт, предприятиям с числом работающих более 800 человек, в принципе, невозможно обойтись без информационной поддержки при внедрении систем качества.

Итак, система качества как часть системы управления предприятием может эффективно работать и приносить наибольшую выгоду, если ее поддерживают современные информационные системы поддержки принятия управленческих решений, разработанные и внедренные на предприятии в строгом соответствии со спецификой его запросов и уровнем развития, а внедрение АСУ и системы качества происходит взаимоувязано.

В этом случае, по мнению многих аналитиков, сокращается время внедрения как системы качества, так и поддерживающей ее автоматизированной системы поддержки принятия управленческих решений (до 50%), повышается эффективность работы обеих систем (до 80%), уменьшается время выхода обеих систем на проектную мощность и сокращается срок окупаемости систем (до 50%), и, наконец, повышается привлекательность предприятия для инвесторов, поскольку в промышленно развитых странах принято совместное использование таких систем.

Взаимная увязка этапов разработки системы качества и корпоративных информационных систем поддержки принятия управленческих решений является сегодня одной из ключевых идей технологии развития предприятия. Решения этой проблемы включают в себя использование и системой качества, и системой поддержки принятия управленческих решений одной и той же бизнес-модели предприятия, построенной на этапе его информационного обследования, что существенно сэкономит и время, и затраты на внедрение обеих систем, а также поддержку большинства функций системы качества автоматизированной системы поддержки принятия решений, что также повышает эффективность внедрения обеих систем.

Сертифицированная система качества прежде всего необходима предприятиям, которые претендуют на иностранные инвестиции или стремятся привлечь зарубежных заказчиков. По оценкам экспертов, разница в закупочных ценах у поставщиков, имеющих таковую систему и не имеющих ее, может достигать 50%. Но дело не только и не столько во внешнем рынке. Соблюдение требований ISO 9000 – необходимое условие для получения госзаказа. И если сейчас это относится главным образом к отечественному военно-промышленный комплексу, то в будущем дело дойдет и до медицинских учреждений, вузов и прочих организаций, выполняющих госзаказ.

Стандарт ISO 9000 не накладывает каких-либо ограничений на размер, отраслевую принадлежность и форму собственности предприятия. В его основу изначально положен опыт работы огромного количества организаций различного профиля, изложенный в формализованном и сжатом виде. Некоторые особенности, правда, имеет сертификация компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Для них даже существуют отдельные спецификации на базе ISO 9000.

Обеспечение качества и реорганизация производства – две стороны одной медали.

Международный стандарт ISO 9000 внедряется на добровольной основе и обязывает предприятие строго регламентировать определенные аспекты производственной деятельности (или же деятельности, связанной с оказанием услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: