Позаказный метод учёта затрат на производство турпродукта

Данный метод используется при оказании индивидуальных туристских услуг либо при оказании услуг группе по специальному заказу. Заказ – это документально оформленное (бланк заказа) распоряжение на выполнение производственного заказа.

Сущность метода заключается в следующем.Менеджер по продажам туристского предприятия при обращении клиента открывает заказ путем заполнения специальных бланков. Принятые к исполнению заказы регистрируются, и им присваивается номер. После открытия заказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта аналитического учета издержек формирования и реализации тура по заказу.

Прямые основные издержки формирования и реализации турпродукта учитываются в разрезе калькуляционных статей по открытым заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и в дальнейшем включаются в себестоимость заказов путем распределения. До завершения реализации тура все расходы, которые к нему относятся, можно считать незавершенным производством.

По окончании работ заказ закрывается. Определяется индивидуальная себестоимость тура (заказа).

К основным характеристикам метода относят:

· концентрацию данных обо всех понесенных расходах и отнесение их на отдельные виды услуг;

· измерение затрат по каждому реализованному в индивидуальном порядке туру, а не за промежуток времени.

При использовании позаказного метода туристские предприятия обычно применяют:

· планирование производства в целом и в разрезе потоков затрат;

· карточку регистрации затрат по заказу;

· график формирования тура;

· сбор и распределение затрат;

· подготовку отчетов о себестоимости заказа;

· ведение калькуляционных счетов, журналов, книг и других учетных регистров, формирующих структуру учета и его связь с системой калькулирования.

Калькулирование прямых затрат на заказ производится по следующей схеме:

1. Вследствие того, что нормы затрат на услуги проживания, питания, транспорта и т.п. основаны на специфике заказа, для их определения необходимо проведение комплексного исследования предложений поставщиков гостиничных и транспортных услуг.

В ходе такого исследования устанавливают наиболее приемлемые для данного вида услуг предложения.

При планировании расходов офисных материалов нормы расходов на материалы определяют путем умножения полученных в результате исследования нормативов их количества на соответствующие нормативы цены.

Нормативные цены устанавливаются отделом снабжения после соответствующего изучения возможных поставщиков и выбора из них того, кто сможет поставить требуемое количество материалов по наиболее приемлемой цене.

Расчет непосредственной суммы материалов, списанных на заказ, производится по формуле:

Оед. х Нед (12),

где

Оед. - планируемый объем (кол-во единиц),

Нед. - норма на одну единицу.

Основная цель применения подобной формы в позаказной системе калькулирования – контроль за соответствующим отнесением затрат, отраженных в других формах.

2. Установление норм трудозатрат требует анализа всех видов деятельности по различным операциям, а также анализа каждой операции и вычисления допустимого времени. Как правило, процедура изучения действий работников и затрат времени заключается в анализе каждой операции. Затем стандартизируются выявленные наиболее эффективные методы производства, использования оборудования и условия работы, измеряется и выявляется время (в нормо-часах), необходимое среднему рабочему для выполнения определенной работы. При этом неизбежные потери включаются в нормо-часы. Расчет производится по следующей формуле:

Оед. х Н ч.ч. (13),

где:

Н ч.ч. - Норма человеко-часов на одну единицу.

Расходы на оплату труда учитываются на основании заполненных нарядов, первичных документов, в которых зафиксирован объем времени, потраченный менеджерами на выполнение конкретного заказа.

При позаказном методе учета затрат и калькулирования себестоимости услуг все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетную калькуляцию составляют только после выполнения заказа. Время составления отчетной калькуляции не совпадает с временем составления периодической бухгалтерской отчетности.

Задача отчета о себестоимости, завершающего работы в позаказной системе калькулирования, состоит в представлении в обобщенной форме информации о собранных для выполнения конкретного заказа затратах в общей сумме и в разрезе элементов. Это показывает результат выполнения заказа с позиции затрат.

3. При позаказном методе калькулирования важное значение приобретает система распределения косвенных накладных расходов за период между отдельными заказами. Для их распределения необходимо произвести следующие операции:

· составить прогноз косвенных накладных расходов. Расчет прогнозируемой величины накладных расходов делается на основе динамики затрат. Эта операция выполняется для каждого подразделения организации на предстоящий отчетный период. Затем полученные суммы складываются, в результате чего получается плановая сумма косвенных расходов.

· выбрать критерий для распределения косвенных расходов. Для этого определяют связь между косвенными расходами и объемом готовой продукции, используя какой-либо из измерителей деятельности организации. Выбранная база формализованным путем связывает накладные расходы с объемом оказанных услуг. Такой базой может быть стоимостный показатель, характеризующий оценку отдельных видов прямых затрат - стоимость основных услуг, заработную плату и т.д.

· разделить прогнозируемую на предстоящий период вели-

накладных расходов на прогнозируемое количественное выражение критерия (часы, рубли или количество оказанных услуг). В результате этой операции получают нормативный коэффициент накладных расходов.

Косвенные расходы на заказ определяются как произведение прямых расходов на заказ и нормативного коэффициента.

Полученный результат - это сумма планово списанных накладных расходов.

На практике фактическая величина накладных расходов часто не совпадает с запланированной. Поэтому почти всегда оказывается, что сумма накладных расходов, отнесенных на турпродукт, меньше или больше фактически понесенных накладных затрат. В связи с этим возникает задача их ежеквартальной или ежегодной корректировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: