Простой пример: если в клетку с обезьяной подвесить банан, то первое время обезьяна будет активно пытаться его достать. Однако, если в уголке этой же клетки аккуратно сложить ящики, то через некоторое время обезьяна начнет передвигать их, построит возвышение и заберет вожделенный банан.
Описывая этот опыт, Павлов сделал вывод — это уже НЕ условный рефлекс
Это формирование знаний, каких-то навыков на основе имеющихся представлений о предметах окружающего мира
Тогда в биологию был введен термин — “Рассудочная деятельность”
Рассудочная деятельность — высшая форма приспособления к условиям окружающей среды
Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.
Рассудочная деятельность характерна не только для человека, но и для других животных с высокой степенью развития головного мозга.
Пример: перед лисицей в блинную полую трубу поместили миску с пищей. Сначала ее поставили прямо перед животным, потом затянули миску внутрь трубы.
В первую минуту животное растеряется. Но буквально после пары манипуляций она уже сообразит, в чем дело.
В следующий раз, как пищу опять втянут в трубу, она обежит ее и будет ждать с другого конца.
Это явно не рефлекс. Это пример рассудочной деятельности.
Что отличает рассудочную деятельность человека (Homo Sapiens) от рассудочной деятельности других животных?