Верность пастыря

Авраам вступил в завет с Богом. Какой будет следующий этап в жизни праведника?

Когда мы изучаем жизнь Авраама, мы часто задаём этот вопрос: а что будет дальше? То есть, вся его жизнь это цепь испытаний. Только что Авраам вступил в Завет, каков будет следующий этап его жизни.

Напряжение духовное и физическое напряжение завета рассечённых жертв, это был образ Голгофы, был предельное. Авраам кроме того ещё должен был проявить упреждающее знание. Делай то, не знаю что. Он должен был «дознать» сам, самостоятельно дознать весь порядок жертвоприношения. Авраам всё понял, всё сделал, рассёк жертвы, сохранил субботний покой, был ввержен в исступление, чтобы войти в ужас Голгофский. Он услышал пророчество об освобождении из плена Египетского и плена греховного всех своих чад. Каков будет следующий этап в жизни праведника?

Никогда не догадаешься, если не прочитаешь: у жены кончилось терпение. Сара устала ждать ребёнка и захотела утешить мужа.

В жизни Авраама мы наблюдаем необходимость удерживать, исполнять, совмещать задания противоположные по смыслу. В Авраама живёт одновременно вера послушания и вера творческая. Его кротость совмещается с воинственностью. Его встреча со священством Мелхиседека и с грешным царём Соддомским – это один и тот же эпизод его жизни. Только что Авраам содержал тайны Божии, и тут же он должен решать проблемы семейной жизни.

Мы вновь возвращаемся к домашней хронике семьи Авраама. Если эта домашняя хроника, то будет описан эпизод, смысл которого формулирует Златоуст: «домашний мир следует предпочитать всему».

Поскольку перед нами не домашняя хроника, а история Церкви, то смысл эпизода богословского, который мы сейчас будем изучать это уяснение того, что есть мир в Церкви.

16 гл 1 ст: «Сарра же, жена Авраама, не рождала ему. Была же у неё рабыня Египтянка, имя её Агарь.». Агарь могла быть рабыня из тех, что дал Сарре фараон. Дети от Агари считались бы законными детьми Авраама и Сарры. Сказала же Сарра Аврааму: «Вот, заключил меня Господь чтобы не рождать. Войди же к рабе моей, да чадо сотворишь от неё.».

Заключил меня Господь чтобы не рождать.. сказала Сарра. Здесь являет себя общая черта Библейского воззрения: чадородие – естественный процесс, отсутствие детей – следствие божественного вмешательства, когда Бог заключает чрево. Да чадо сотворишь от неё, говорит Сарра. В еврейсвом тексте выразительнее оборот: «может быть, я построюсь от неё». Желание Сарры было построить семью в полноте.

Похожее испытание, долгое бесчадие и муки будет проходить Рахиль – жена Иакова. Но в отличие от Сарры, Рахиль ещё и ревновала к сестре родной, которая рождала. Поэтому Рахиль (цитирую из кн. Быт. 30 гл) «сказала Иакову: дай мне чад. Если же нет – умру я. Разгневался Иаков на Рахиль и сказал ей: разве вместо Бога аз есмь, который лишил тебя плода чрева?».

Ситуация Сарра и Авраам существенно другая, чем ситуация Рахиль и Иаков. Различие конечно в том, что Авраам был знающий о своём потомстве. Ему Бог сказал и Авраам поверил. Авраам уже знал, что будет иметь детей. Сарра в это уже не верила. У Авраама была уже вера знающая, у Сарры надежды иметь ребёнка не было. Сейчас вера Авраама опять испытывается. Как ему поступить? То есть, с одной стороны Авраам знает, что у него будут дети, а с другой стороны Сарра к нему приступает со своими требованиями. И в семье патриарха начинает возникать волнение. Патриарх Авраам должен был или умирить, может быть смирить свою любимую, но потерявшую терпение жену, или объясниться с ней, или власть применить. Ни то ни другое ни третье.

«Войди же к рабе моей да чадо сотворишь от неё» сказала Сарра и.. что делает Авраам. И.. «послушал Авраам голоса Сарры». Это Библейское «послушать голоса» означает очень близко проникнуться другой личностью, вступить с ней в прямой контакт. Как бы, впустить в себя другого человека или другое существо… Вообще это может быть крайне опасно. Так было с Адамом в Раю, когда он «послушал голоса жены». И так, если помните, было с участниками Вавилонской стройки, поскольку они слышали голос друг друга.(11 гл 7 ст). Не ошибся ли Авраам, когда он послушал голоса Сарры? Разберёмся.

Если у человека есть вера, то она обязательно проявляет себя в делах. Если у человека есть «вера знающая», «вера заветная», в каких делах она себя проявит? Вера заветная проявляется в делах пастыря. Вот – первая мысль, на которой мы должны сегодя остановиться. Вера знающая, вера заветная проявляется в делах пастыря. Человек восходит от силы к силе, достигает веры заветной и тогда он может повести себя как пастырь. Собственно, от пастыря такая вера требуется. Это его мера. Поэтому настоящих пастырей не много. От пастыря требуется вот такая вера, какой достиг Авраам. Авраам – образ пастыря, а взволнованая Сарра – образ волнующейся паствы. Волнение паствы начинается тогда, когда она не спрашивает мнение пастыря как ей поступить, настолько естественным и добрым кажутся ей волнующее её чувство, и она требует. Вот вопрос, а что делать пастырю, когда паства волнуется?

Ну, во-первых, пастырь в Церкви не требует от других членов Церкви тех благодатных сил, которые даны ему. Авраам не стал ничего объяснять и рассказывать Сарре. Он ей глубочайшим образом, подвергая себя опасности, посочувствовал, принял, впустил в себя её голос. Это важный момент: в Церкви не только овцы слышат голос пастыря, но бывают моменты, когда и пастырь должен послушать голоса паствы, проникнуться. Вот почему так пастырей не много, настоящих? Потому, что мало тех, кто может, кто имеет силу послушать голоса паствы даже ккогда паства волнуется, может быть, и зря. Жена Авраама заволновалась и потеряла терпение. Она сама предлагает мужу нечто, но нечто в рамках того, что почиталось и обычным и допустимым. То есть, дать жену мужу считалось нормальным. Если паства волнуется, оставаясь в рамках закона или обычая, пастырь должен послушать голоса паствы. И Авраам, что сделал: послушать – послушал голоса, но ничего не сделал. Он ждал и терпел, может быть, само уляжется. И он знал, и мы знаем, что не уляжется. Однако, этот самый момент ожидания, когда пастырь слушает голоса паствы, но ничего не делает по голосу паствы, важен для пастырского обхождения.

3 ст 16 гл: «И взяла Сара, жена Авраама, Агарь, египтянку – рабыню свою, после 10 лет, как поселился Авраам в земле Ханаанской, и дала её Аврааму, мужу своему ему в жену». Сарра сама всё сделала. Жена дала в жену. Ребёнок от Агари стал бы законным ребёнком Сарры и Авраама. Сарра подняла Агарь до своего достоинства.

Итак, Аврааму 85 лет, ибо из Хорана в Ханаан он вышел в 75 лет. И возникает вопрос, зачем так долго медлит Господь исполнить обещанное, ведь Он причиняет такое страдание доброй семье? Златоуст находит единственно верный ответ из Евангелия, это история с женщиной Хананеяненкой, пронзительный эпизод. Иисус, помните, шёл по странам тирским и сидонским, и вот, женщина, хананеянка, выйдя из тех мест, возопила к Нему говоря: «помилуй мя, Господи, сыне Давидов, дочь моя зло беснуется - Он же не отвечал ей ни слова.». Почему, спрашивает Златоуст, Господь не отвечает ни слова, если Он знает сердце этой женщины? Именно потому, что знает, Он молчит. Чтобы её саму сделать известной, говорит Златоуст, во всей Вселенной. Чтобы сделать веру её для всех очевидной. Чтобы бедная, чужеродная женщина за веру свою вошла в Евангелие и ради благой вести Господь терпит, чтобы сразу не удовлетворить её просьбу. Уже и ученики отступились просить за неё, нет - так нет. Господь и их научил, говорит Златоуст, как мало они постигают Его человеколюбие. Хананеянка не отступает, поклонилась и вновь просит. Господь даёт ответ ещё более резкий и суровый. Христос сказал: «Не хорошо..». Вдумайтесь, а что такое «не хорошо»? «у костин колон», когда эти слова говорит Бог? Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Златоуст: Он знал твёрдость духа жены и хотел, чтобы она не тайно получила благодеяние. Жестокость слов, сказанных ей, не только не отдалила жену от Спасителя, но возбудила ещё к большей ревности. Она же сказала: «так, Господи, но и псы едят крохи, которые падают со стола господ своих». И тогда Господь дал просимое, говрит Златоуст, и сверх того, увенчал женщину и прославил. Иисус сказал ей в ответ: «о женщина, велика вера твоя. Да будет тебе как ты хочешь». И исцелилась дочь её от того часа.

Христос научил нас молитве Отцу Небесному «Да будет воля Твоя». «Гене тете то теле масу». Если вера человека велика, то Христос Бог говорит человеку, как в Евангелии: «да будет тебе как ты хочешь». «гене тето сой хустелейс». Да будет тебе как ты волишь. Не все в Церкви имеют великую веру. Для спасения многих и многих достаточно, если такую веру имеют некоторые. Для спасения важно, чтобы среди многих многих верующих, и чтобы среди пастырей был человек большой веры. Вера Авраамова была не меньше веры Хананеянки, однако вера Авраама, кроме того, ещё она не просто велика - она прошла по всем ступеням возрастания от силы в силу, и, это тоже очень важно для пастыря, когда он духовно взраслеет сам - не единым разом взять великую меру, но пройти весь путь, начиная от самого низа, от послушания. Первое – это вера послушания, вспомним. Авраам вышел из Ура и, как Господь ему сказал, пошёл неизвестно куда. Затем, это живая вера, это умение Авраама найтись в конкретной ситуации. Это то, что Авраам, помните, оставил дом отца, но не оставил отца. Вот, как он странствовал по Ханаану. Это испытание в Египте, раздел с Лотом, военные действия, встреча с Мелхиседеком – это всё он самостоятельно делает, Авраам.

Затем, рождается вера зрячая, когда он открыл Господу рану своей души, Господь поднял лицо унывающего праведника к звёздам – восстановилась его воля, он сумел прочитать образ звёздного неба, как образ Церкви, поверил.

Наконец, вера знающая, это вера заветная. Для ветхозаветного человека она была очень трудная, потому что в её центре – грядущий мессия – Христос. Нужно было обратиться к будущему, которое не ясно. А Христос – один истинный пастырь. Вот, мы и пришли к главной теме сегодняшней беседы.

От Авраама до Христа во плоти толща веков, а Авраам проник ко Христу, и в нём мы видим, уже является, проявляет себя и вера заветная и верность пастыря. То есть, по ступеням Авраам взошёл к верности пастыря.

Книга Бытия учит о спасении, а для спасения нужен перный пастырь. В чём она состоит, верность пастыря? Ещё раз скажу, потому что это важный практический момент. Пастырь не требует от других своей меры. Если паства волнуется, но не бесчинствует, остаётся в рамках закона или обычая, пастырь умеет слышать голос паствы, слушает, впускает в себя, ничего не объясняет, он ничего не делает по голосу паствы. Он даёт пастве действовать самой это очень рискованый момент, даёст пастве от волнения перейти к смущению, сам не смущается. Церковь может взволноваться и от волнения уйти к смущению и даже смуте. Но если пастыри не смущаются, дело спасения не только не потерпит ущерба, но даже само смущение, когда утихнет, может принести пользу. Вот Сарра из добрых чувств проявила нетерпение. Из любви к мужу проявила своеволие, и быстро узналось, замечает Златоуст, что не в праведнике была причина их бездетности, а в ней самой, потому что Агарь забеременела. Вот тут сейчас смута и пойдёт.

4 ст 16 гл «И он вошёл к Агари и она зачала и Агарь увидела, что имеет во чреве и была умалена в чести, госпожа её в глазах её». Мы увидим, что Агарь была женщина великая. Агарь была женщина незаурядная, это скоро откроется. Сарра выбрала действительно лучшую из служанок дома. Однако, выбрала Сарра взволнованная, потерявшая терпение. Агарь была возвышана до удовня, на котором может быть не сумела сохранить память о своём прежнем звании и утратила благодарность.

Вот механизм возникновения смуты. Это имеет смысл отметить: неправильная постановка в звании по воле взбудораженно паствы. Так возникает смута. Неправильная постановка в звании по воле взбудораженной паствы.

5 ст «И сказала Сарра Аврааму: обида мне от тебя». В масоретском тексте в еврейском очень сильное выражение: «хамас мой от тебя». Хамас это вообще такая несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием. Это может быть разбой, грабёжь… Кстати, никаких ассоциаций с названием современной палестинской организации не должно возникать, потому что последнее это аббревиатура.

Вот, хамас мой от тебя, это когда Сарра сказала такие слова, это очень сильные слова, потому, что о человечестве перед потопом было сказано, что «исполнилась Земля злодеянием «хамас»». Вот, еврейский текст допускает ещё и такой перевод: «обида моя на тебе» (алеха). Ообида моя, хамас мой на тебе (алеха). Златоуст почувствовал, как сказала Сарра: то были, говорит он, слова души огорчённой. С огорчением сказала Сарра мужу: «обида мне от тебя. Я дала рабу мою на лоно твоё, а она же увидела, что во чреве имеет, я же была умалена в чести пред нею, суди Бог между мною и тобою.».

Вот, она Бог в судьи призывает. Не в свидетели, а в судьи, какие слова! То есть, волнение, смущение, распря, обращение к авторитету, тому же Аврааму. От чего ушли, к тому и пришли. Сарра не спрашивала мнение мужа, когда сама вручила ему Агарь в жену. Теперь Сарра именем Божьим принуждает мужа применить санкции, применить власть. Этого не будет.

Ну вот, две женщины. Одна – любимая жена, другая – мать будущего ребёнка. Авраам не мог не испытывать сострадание ни к той, ни к той. Они обе в жестоком конфликте. Положение безвыходное. Нельзя принять сторону ни Сарры, ни Агари и нейтралитет невозможен.

Что делать пастырю, когда паства от волнения перешла к вражде и смуте? Авраам не уклоняется от решения, потому, что нейтралитет невозможен. Он даёт ситуации и дальше развиваться самой по себе без своего прямого участия. Почему он так делает? То, что в сфере политики или административного управления смерти подобно, как нерешительность, безответственность, то в устроении семейной и церковной жизни может быть спасением. Потому что, главное искуксство пастыря – дать действовать Богу. Вот что уже знает и умеет Авраам. Главное искусство пастыря – дать действовать Богу.

Именно так нужно понимать решение Авраама отдать Агарь в руки Сарры.

6 ст: «И сказал Авраам Сарре: вот раба твоя в руках твоих».

Златоуст: вот истинный муж, который не много обращает внимания на слова жены. Какой вывод делает Златоуст, неожиданный немножко. Дело не в том ведь, что Авраам не оскорбился словами. Смотрите, он же не оскорбился её словами. В этом смысле он действительно не обратил внимания на их характер. Если человек сумел послушать голоса другого человека, он уже на него не обижается. И сказал Авраам Сарре: вот раба твоя в руках твоих. Обращайся с ней как тебе угодно будет. Согласно греческому тексту, Авраам даже не предостерёг жену. Авраам даёт Сарре полную волю поступать как ей угодно (арестон). Верся более сильная и интересная в еврейском тексте. Авраам сказал: «делай с ней как хорошо в глазах твоих».

И вот в этих словах Авраама содержалось мощное предостережение: делай как хорошо (хатоф) в глазах твоих. А ведь за этим что стоит: что бы ты ни сделала сейчас по своей воле – это будет не хорошо.

И сказал Авраам Сарре. «Вот, раба твоя в руках твоих. Обращайся с ней как тебе угодно будет, или как хорошо в глазах твоих. И смиряла ей Сарра и та побежала от лица её». Вот на это словечко «смиряла» нужно обратить внимание, потому что Сарра обращается с рабыней, если обратить внимание на значение еврейского глагола, как господин с пленником. Угнетает – это одно значение, смиряет – другое значение.

Когда мы говорим, что дело пастыря особое, то имеем в виду, что он в критических ситуациях не нейтрален и не становится ни на чью сторону. Он и не бездействует.. Вот так вот, а как же. Смотрите, ещё раз. Не нейтрален, не становится ни на чью сторону, но он и не бездействует. Он даёт ситуации так развиваться, чтобы дать Богу разрешить спор. Люди непримиримо враждуют. Человеку не согласить. Вся задача пастыря – дать в этот конфликт возникший войти Божьей милости. Чуть отошла грешная Агарь от грешной Сарры – тут явилась милость Божья, тут и явилась и верность Авраама – пастыря. Он ни в чём не ошибся, не испугался, не увлёкся, не поддался чувствам. Авраам дал действовать Богу.

Вот теперь, с великим интересом можно наблюдать, а как будет действовать Тот, кто в Новом Завете называет Себя пастырь «Пастырь добрый.».

Итак, пообежала Агарь от лица Сарры.

7 ст «И обрёл её ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на пути к Суру». Агнел «малах» означает «вестник, посланец». Малах – Яхве, ангел Господень. Кто он? Это может быть ангел в сообственном смысле слова, то есть, духовно-тварное существо. А это может быть и Сын Божий. Бог и Сын Божий, Бог Слово, как выяснится из дальнейшего, явление малах ангела Яхве Агари это Богоявление. Ветхозаветная форма личного откровения Сын Божьего. То есть, в виде ангела Господь явился Агари.

Обстоятельства их встречи примерно таковы. Через пустыню Сур на Синае, Агарь возвращается в Египет. Вот, заметьте пожалуйста, на будущее, что Агарь ещё никак не страдает, Агарь не страдала от жажды, её жизнь была вне опасности в тот момент, когда её обрёл ангел Господень. Ангел Господень как пастырь, обрёл заблудшую овцу. То есть, Он начал говорить к Агари в тот самый момент, (вот момент очень важен) когда она достаточно далеко ушла от Сарры, поуспокоилась и уже могла вразумиться. Вот такова Божественная педагогика. И сказал ей ангел Господень, внимание «Агарь, раба Сарры, откуда приходишь и куда идёшь».

Если разобрать эти слова, то Ангел трижды вразумляет Агарь. Во-первых, Он назвал её по имени, чтобы она не думала, что Он человек. То есть, тем самым Он представил Себя ей, что Он ведующий, знает кто она. Затем, Господь напоминает ей её собственное состояние, что она служанка, раба Сарры. И в третьих, ангел Господень не осуждает ни Агари ни Сарры, это заметил св. Филарет московский, он просто вопрошает: «откуда и куда».

Откуда ты идёшь? Из семьи праведника с его ребёнком во чреве куда ищёшь? В Египет? «Камо грядеши» - куда идёшь. Когда апостол Пётр побежал из Рима от гонений, ему явился Христос с этим вопросом: «камо грядеши», и Петр вернулся в Рим на мучения. Не эту ли встречу Ангела с Агарью напомнил Петру Господь?

Смысл обращения Ангела Господня к Агари тот же, что к Адаму после грехопадения. Адам, где ты? Агарь должна ответить. Это был самый решительный момент в жизни Агари, и, соответственно, всех Агарян – измаилитян.

И сказала: «От лица Сарры, госпожи моей, я убегаю». Агарь вспомнила своё положение, что Сарра ей госпожа, но не сказала, что Сарра её угнетала или усмиряла, что было бы правда. Златоуст говорит: только саму себя она обвинила в бегстве. Агарь проявила качество, которое называется «смирение», и оно немедленно будет отмечено. Такова божественная педагогика. Так пастырь нашёл заблудшую овцу. И как трижды Господь вразумлял Агарь, так он трижды начнёт говорить с ней. Это в следующих стихах. К этим словам Ангела нужно отнестись с величайшим вниманием. Господь говорит к Агари, матери Измаила, родоначальника многих племён, прежде всего арабов. Когда закончится жизнеописание Авраама, когда мы закончим тот цикл, который мы сейчас читаем, закончится же он, это жизниописание Авраама? Закончится. Сотериология. За сотериологией последует другой крупный богословский раздел Книги Бытия – историософия. Историософия это учение о спасении в жизни народов. Можно иначе сказать – это учение о смысли их жизни в истории. Историософия это развёрнутеся в истории сотериология, учение о спасении. Все племена земли будут испытаны относительно того, примут ли они благословение, данное Аврааму, примут ли Христа, но ближе других это испытание коснётся потомков Авраама по плоти – израилитян и измаилитян. И вот, начало историософии Книги Бытия. Это будет толдот Измаила, сына Агари, старшего сына Авраама. И многое о характере измаилитян, сынах Авраама, мы узнаем из того, что сказал Ангел Господень Агари.

Это будет тема следующей беседы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: