- Анализ потребительского рынка.
На данном этапе необходимо выбрать целевой рынок или рынки предприятия. Что бы описать свой целевой рынок необходимо ответить на следующие вопросы:
◦ На какие категории потребителей будет ориентироваться ваше предприятие? Придумайте для каждой из них краткое обозначение (можно воспользоваться названиями категорий, представленных в форме 3).
◦ Каковы характеристики каждой категории?
Опишите различные группы покупателей для каждого продукта. Составьте общий список всех характеристик членов каждой группы и укажите, какие из указанных характеристик будут понуждать предполагаемых покупателей желать и быть в состоянии покупать Ваш продукт.
Всех покупателей можно разделить по различным признакам. Сам принцип разделения покупателей на группы называется – сегментацией рынка.
Сегментация рынка – это процесс разделения рынка на группы (сегменты), которые одинаковым образом реагируют на побудительные факторы маркетинга, предлагаемы фирмой.
|
|
Целью сегментации рынка является, определение целевого рынка для фирмы.
Целевым рынком фирмы являются сегменты рынка наиболее подходящие для деятельности фирмы.
Признаками сегментации рынка, по которым и идет разделение, являются:
- социально-демографические (пол, возраст, количество членов семьи, количество детей в семье и т.д.)
- экономические (уровень дохода, расходная часть бюджета и т.д.)
- поведенческие (консерваторы, новаторы, предпочтения типа магазина, как часто потребители покупают данный товар (услугу) и т.д.)
◦ Теперь необходимо оценить все сегменты, которые Вы получили по некоторым критериям. Это можно сделать в формах 4, 5, 6, 7, 8.
Форма 4*
Частота потребления продукции, %
Сегмент рынка | Часто | Умеренно | Редко | Сезонный фактор |
Высокий доход | 5% | 45% | 45% | 5% |
Средний доход | 10% | 25% | 40% | 25% |
Низкий доход | 10% | 25% | 55% | 10% |
……. |
Форма 5*
Требования, предъявляемые сегментами к товару, %
Сегмент рынка | Качество | Низкие цены | Дизайн | Натуральный материал |
Высокий доход | 45% | 15% | 55% | 65% |
Средний доход | 35% | 25% | 40% | 45% |
Низкий доход | 30% | 95% | 35% | 20% |
……. |
Форма 6*
Требования, предъявляемые сегментами к сервису, %
(по группе покупателей розничные продавцы)
Сегмент рынка | Доставка | Продажа под реализацию | Система скидок |
Крупные розничные торговые точки | 45% | 15% | 55% |
Мелкие розничные торговые точки | 5% | 25% | 40% |
Торговые точки на рынках | 5% | 95% | 65% |
……. |
Форма 7
Сколько покупают товара в год (месяц, неделю, день)
Сегмент рынка | 1 шт. в год | 2 шт. в год | 3 шт. в год | Больше, чем 3 шт. в год |
Высокий доход | 25% | 15% | 65% | 65% |
Средний доход | 45% | 25% | 20% | 30% |
Низкий доход | 30% | 60% | 15% | 5% |
……. |
Форма 8*
|
|