Механизмы психологической защиты личности в процессе ее становления как профессионала

Для каждого этапа профессионального развития описаны специфические особенности защитного поведения.

1. Этап профессиональной адаптации. Защитное поведение на данном этапе представлено четырьмя моделями: «Эмоциональной» (образована защитными механизмами смещение, компенсация, рационализация и регрессия), «Изоляционной» (образована копинг стратегиями – избегание, отвлечение, социальное отвлечение, и механизмом вытеснение), «Креативной» (образована защитными механизмами сублимация и отрицание), «Проекционной» (образована защитным механизмом – проекцией).

Переживание кризиса профессиональных экспектаций выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными от ношениями, условиями работы и зарплатой. Существуют два варианта разрешения кризиса: конструктивный – активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; деструктивный – увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное выполнение профессиональных функций. «Эмоциональная модель» защитного поведения обеспечивает конструктивный выход из кризиса профессиональных экспектаций. Соответственно, активизация «Изоляционной» и «Проекционной» моделей защитного поведения специалиста-психолога могут стать основой неконструктивного выхода из профессионального кризиса, а именно – уход из профессии, избегание ответственности, недобросовестное выполнение обязанностей, оправдываемое перекладыванием ответственности на других. «Креативная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.

2. Этап первичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: 1. модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение» (Регрессивная модель); 2. модель, включающая механизмы «Рационализация», «Формирование реакции», «Сублимация», «Вытеснение» («Реакционная» модель); 3. модель, включающая механизмы «Отрицание» и «Компенсация» («Компенсационная» модель).

На основе анализа моделей защитного поведения, характерного для данного этапа, были выявлены стратегии как препятствующие конструктивному прохождению кризиса профессионального роста, характерного для данного периода, так и способствующие успешному разрешению данного кризиса. «Компенсационная» модель защитного поведения, ориентированная на отрицание тревожащей информации и поиск способов компенсации вне профессиональной деятельности, а именно компенсация профессионального роста досуговыми видами деятельности. «Реакционная» модель актуализируется не осознано, в ее состав входят механизмы, способствующие применению нестандартных решений в сложных ситуациях. Таким образом, данная модель является адаптационной основой для реализации ответственных задач на высоком профессиональном уровне. «Регрессивная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.

3. Этап вторичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: модель, включающая механизмы «Регрессия», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», и личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость» («Эмоционально-регрессионная» модель); модель, включающая механизмы «Формирование реакции», «Отрицание», «Проекция», «Рационализация», копинг стратегии: «Решение задачи», «Избегание», «Отвлечение», «Социальное отвлечение», личностную характеристику «Самоконтроль» («Рациональная» модель); модель, включающая механизмы «Сублимация», «Вытеснение», «Компенсация» («Коммуникационная» модель).

«Эмоционально-регрессионная» модель поведения предполагает сознательное проявление эмоциональных реакций, инфантилизацию поведения с целью переноса ответственности, инициативы на партнера. «Рациональная» модель защитного поведения объединяет в себе многочисленные защитные механизмы, а также копинг стратегии, обеспечивая поливариативное поведение в сложных ситуациях. На основе анализа моделей защитного поведения установлено, что «Коммуникационная» и «Рациональная» модель создают основу для конструктивного прохождения кризиса профессиональной карьеры, так как способствует сохранению позитивной «Я-концепции», а также создает предпосылки для творческой реализации, что является необходимым для перехода на новую стадию – стадию мастерства. Реализация «Эмоционально-регрессионной» модели может привести к непродуктивным способам выхода из кризиса (увольнение, уход из профессии и т. д.).

4. Этап мастерства. Защитное поведение на данном этапе представлено двумя моделями: 1. «Поливариативная» модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», «Сублимация», «Вытеснение», «Отрицание», «Рационализация», «Формирование реакции», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение», «Решение задачи», «Избегание», личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость»; 2. модель, образованная защитным механизмом «Компенсация» – «Компенсирующее поведение».

Внутри «Поливариативной» модели можно выделить два защитных комплекса. Один из них представлен защитными механизмами «Проекция», «Рационализация», «Формирование реакции», «Регрессия», «Вытеснение», «Смещение», «Сублимация», копингом «Решение задачи» и личностной характеристикой «Эмоциональная устойчивость». Особенностью периода мастерства является активное участие рефлексивных процессов в осуществление профессиональной деятельности, что проявляется в постоянном анализе субъектом своего состояния, мотивационной направленности, который выявляет нежелательные аспекты личности и поведения профессионала. Таким образом, включение бессознательных форм защит способствует сохранению благоприятного образа «Я». Второй комплекс данной модели представлен защитным механизмам «Отрицание» и копинг-стратегиями «Отвлечение», «Социальное отвлечение» и «Избегание». Благоприятный образ «Я» поддерживается за счет либо игнорирования противоречащей ему информации, либо избегания подобных ситуаций. «Поливариативная» модель обеспечивает регуляционную функцию и обеспечивает конструктивное решение профессионального кризиса социально-профессиональной самоактуализации, так как способствует поиску творческих решений и самовыражению.

Модели, образованная защитным механизмом «Компенсация» – «Компенсирующее поведение». Модель защитного поведения «Компенсирующее поведение» является основой для благополучного разрешения одного из профессиональных кризисов данного этапа – «Кризис утраты работы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: