Для каждого этапа профессионального развития описаны специфические особенности защитного поведения.
1. Этап профессиональной адаптации. Защитное поведение на данном этапе представлено четырьмя моделями: «Эмоциональной» (образована защитными механизмами смещение, компенсация, рационализация и регрессия), «Изоляционной» (образована копинг стратегиями – избегание, отвлечение, социальное отвлечение, и механизмом вытеснение), «Креативной» (образована защитными механизмами сублимация и отрицание), «Проекционной» (образована защитным механизмом – проекцией).
Переживание кризиса профессиональных экспектаций выражается в неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными от ношениями, условиями работы и зарплатой. Существуют два варианта разрешения кризиса: конструктивный – активизация профессиональных усилий по скорейшей адаптации и приобретению опыта работы; деструктивный – увольнение, смена специальности; неадекватное, некачественное выполнение профессиональных функций. «Эмоциональная модель» защитного поведения обеспечивает конструктивный выход из кризиса профессиональных экспектаций. Соответственно, активизация «Изоляционной» и «Проекционной» моделей защитного поведения специалиста-психолога могут стать основой неконструктивного выхода из профессионального кризиса, а именно – уход из профессии, избегание ответственности, недобросовестное выполнение обязанностей, оправдываемое перекладыванием ответственности на других. «Креативная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.
|
|
2. Этап первичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: 1. модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение» (Регрессивная модель); 2. модель, включающая механизмы «Рационализация», «Формирование реакции», «Сублимация», «Вытеснение» («Реакционная» модель); 3. модель, включающая механизмы «Отрицание» и «Компенсация» («Компенсационная» модель).
На основе анализа моделей защитного поведения, характерного для данного этапа, были выявлены стратегии как препятствующие конструктивному прохождению кризиса профессионального роста, характерного для данного периода, так и способствующие успешному разрешению данного кризиса. «Компенсационная» модель защитного поведения, ориентированная на отрицание тревожащей информации и поиск способов компенсации вне профессиональной деятельности, а именно компенсация профессионального роста досуговыми видами деятельности. «Реакционная» модель актуализируется не осознано, в ее состав входят механизмы, способствующие применению нестандартных решений в сложных ситуациях. Таким образом, данная модель является адаптационной основой для реализации ответственных задач на высоком профессиональном уровне. «Регрессивная» модель защитного поведения является профессионально нейтральной.
|
|
3. Этап вторичной профессионализации. Защитное поведение на данном этапе представлено тремя моделями: модель, включающая механизмы «Регрессия», «Смещение», копинг стратегии «Эмоции», и личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость» («Эмоционально-регрессионная» модель); модель, включающая механизмы «Формирование реакции», «Отрицание», «Проекция», «Рационализация», копинг стратегии: «Решение задачи», «Избегание», «Отвлечение», «Социальное отвлечение», личностную характеристику «Самоконтроль» («Рациональная» модель); модель, включающая механизмы «Сублимация», «Вытеснение», «Компенсация» («Коммуникационная» модель).
«Эмоционально-регрессионная» модель поведения предполагает сознательное проявление эмоциональных реакций, инфантилизацию поведения с целью переноса ответственности, инициативы на партнера. «Рациональная» модель защитного поведения объединяет в себе многочисленные защитные механизмы, а также копинг стратегии, обеспечивая поливариативное поведение в сложных ситуациях. На основе анализа моделей защитного поведения установлено, что «Коммуникационная» и «Рациональная» модель создают основу для конструктивного прохождения кризиса профессиональной карьеры, так как способствует сохранению позитивной «Я-концепции», а также создает предпосылки для творческой реализации, что является необходимым для перехода на новую стадию – стадию мастерства. Реализация «Эмоционально-регрессионной» модели может привести к непродуктивным способам выхода из кризиса (увольнение, уход из профессии и т. д.).
4. Этап мастерства. Защитное поведение на данном этапе представлено двумя моделями: 1. «Поливариативная» модель, включающая механизмы «Регрессия», «Проекция», «Смещение», «Сублимация», «Вытеснение», «Отрицание», «Рационализация», «Формирование реакции», копинг стратегии «Эмоции», «Социальное отвлечение», «Решение задачи», «Избегание», личностную характеристику «Эмоциональная устойчивость»; 2. модель, образованная защитным механизмом «Компенсация» – «Компенсирующее поведение».
Внутри «Поливариативной» модели можно выделить два защитных комплекса. Один из них представлен защитными механизмами «Проекция», «Рационализация», «Формирование реакции», «Регрессия», «Вытеснение», «Смещение», «Сублимация», копингом «Решение задачи» и личностной характеристикой «Эмоциональная устойчивость». Особенностью периода мастерства является активное участие рефлексивных процессов в осуществление профессиональной деятельности, что проявляется в постоянном анализе субъектом своего состояния, мотивационной направленности, который выявляет нежелательные аспекты личности и поведения профессионала. Таким образом, включение бессознательных форм защит способствует сохранению благоприятного образа «Я». Второй комплекс данной модели представлен защитным механизмам «Отрицание» и копинг-стратегиями «Отвлечение», «Социальное отвлечение» и «Избегание». Благоприятный образ «Я» поддерживается за счет либо игнорирования противоречащей ему информации, либо избегания подобных ситуаций. «Поливариативная» модель обеспечивает регуляционную функцию и обеспечивает конструктивное решение профессионального кризиса социально-профессиональной самоактуализации, так как способствует поиску творческих решений и самовыражению.
Модели, образованная защитным механизмом «Компенсация» – «Компенсирующее поведение». Модель защитного поведения «Компенсирующее поведение» является основой для благополучного разрешения одного из профессиональных кризисов данного этапа – «Кризис утраты работы».