Билет 31 Социальные изменения

1.Понятие соц динамики. Основн теоретич модели р-я общества. Проблема смысла истории

Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различньми. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как "социальная динамика","социальные изменения","социальное развитие","социальный прогресс","социальный регресс" и т.д.

Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом.

Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. В каком же соотношении находятся понятия: "социальная динамика" и "социальные изменения"?

"социальное развитие", то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, кот. осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих В категории "регресс" находит свое отражение изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей. 3. Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в "борьбе" прогресса и регресса "победу" одерживает прогресс.

Социальный процесс ( от лат.processus- продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Структура социального процесса включает следующие элементы: 1. Субъект социальных действий. 2. Объект социальных действий. 3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное действие. 4. Целенаправленное социальное действие. 5. Результат социального действия. 1. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. 2. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. 3. Последовательность. 4. Многофакторность.

2.Структурализм. Леви. Барт. Фуко

Структурализм, как совокупность направлений в целом ряде наук объединяемых общими Ф.ско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывался в период с начала XX века и по 40-е годы включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е годы во Франции.

Его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как «эпифеномены», то есть как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть кот. они и считали своей задачей. Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях или в терминологии структуралистов это синхроническая фиксация любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы

Главный вопрос — это вопрос взаимодействия индивидуального (личного поступка, действия, высказывания, одним словом речи) и коллективного (языковой структуры не индивидом созданной и его сознанию не открытой). Фуко Мишель предпринял попытку создать особую дисциплину «археологию знания», предметом которой должны были стать исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры. Эти предпосылки отношениями «слов» и «вещей». Истоки этих отношений не следует искать ни на эмпирическом уровне (на уровне языка, схем восприятия и воспроизведения, ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: