1.Понятие соц динамики. Основн теоретич модели р-я общества. Проблема смысла истории
Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различньми. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как "социальная динамика","социальные изменения","социальное развитие","социальный прогресс","социальный регресс" и т.д.
Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом.
Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. В каком же соотношении находятся понятия: "социальная динамика" и "социальные изменения"?
"социальное развитие", то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).
|
|
Социальный прогресс - это последовательное восхождение к более сложным формам общественной жизни, кот. осуществляется в результате разрешения противоречий, развертывающихся на предыдущих В категории "регресс" находит свое отражение изменения в общественной жизни, идущие в противоположном прогрессу направлении, то есть идущие по нисходящей. 3. Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в "борьбе" прогресса и регресса "победу" одерживает прогресс.
Социальный процесс ( от лат.processus- продвижение) есть последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Структура социального процесса включает следующие элементы: 1. Субъект социальных действий. 2. Объект социальных действий. 3. Условия обитания, в которых осуществлется социальное действие. 4. Целенаправленное социальное действие. 5. Результат социального действия. 1. Направленность движения и смена состояний. Это означает, что социальный процесс всегда выражает определенную направленность, целесообразность деятельности. 2. Стадиальность процессов. Это означает, что каждый социальный процесс развивается по определенным стадиям. 3. Последовательность. 4. Многофакторность.
|
|
2.Структурализм. Леви. Барт. Фуко
Структурализм, как совокупность направлений в целом ряде наук объединяемых общими Ф.ско-эпистемологическими представлениями, методологическими установками и спецификой анализа, складывался в период с начала XX века и по 40-е годы включительно. Наибольшее распространение получил в 60-е годы во Франции.
Его сторонники рассматривали все явления, доступные чувственному восприятию, как «эпифеномены», то есть как внешнее проявление («манифестацию») внутренних, глубинных и поэтому «неявных» структур, вскрыть кот. они и считали своей задачей. Центральным базовым понятием структурализма является понятие структуры. Структура представляет собой совокупность отношений инвариантных при различных внутренних и внешних преобразованиях или в терминологии структуралистов это синхроническая фиксация любой диахронически развивающейся системы. Любая структура, которую в структурализме очень часто определяют как модель, должна отвечать трем необходимым условиям: (а) целостности — подчинение элементов целому и независимость последнего; (б) трансформации — упорядоченный переход одной подструктуры (или уровня организации составляющих данную структуру элементов) в другую на основе правил порождения; (в) саморегулированию — внутреннее функционирование правил в пределах данной системы
Главный вопрос — это вопрос взаимодействия индивидуального (личного поступка, действия, высказывания, одним словом речи) и коллективного (языковой структуры не индивидом созданной и его сознанию не открытой). Фуко Мишель предпринял попытку создать особую дисциплину «археологию знания», предметом которой должны были стать исторически изменяющиеся системы мыслительных предпосылок познания и культуры. Эти предпосылки отношениями «слов» и «вещей». Истоки этих отношений не следует искать ни на эмпирическом уровне (на уровне языка, схем восприятия и воспроизведения, ценностей.