Основные модели систем управления качеством
При исследовании и решении проблем управления качеством для условий рыночных отношений важным является изучение и обоснованное использование передового зарубежного опыта. В теоретическом плане интерес представляют последовательно разработанные модели Фейгенбаума, Эттингера—Ситтига и Джурана.
Каждая из этих моделей наглядно может быть представлена графически (рис. 1.2.2).
Модель Фейгенбаума условно изображается в виде треугольника,
стороны которого разделяются на пять частей горизонтальными линиями. Каждая часть в свою очередь подразделяется вертикальными линиями, что образует is обшей сложности во всех пяти частях 17 участков (функций). В их основе лежит контроль качества.
Модель Эттингера — Ситтига, разработанная специалистами
ЕОКК, графически изображается как круг, разделенный на секторы.
Каждый сектор соответствует определенному составу функций. В отличие от модели Фейгенбаума, эта модель учитывает влияние спроса на качество продукции и рынки сбыта.
|
|
Дальнейшее развитие моделей систем управления качеством нашли в трудах американского специалиста Д. Джурана.
Модель Д. Джурана представляет собой восходящую спираль, на которой отображено непрерывное формирование и улучшение качества продукции. Модель предусматривает постоянное изучение спроса на рынке сбыта и эксплуатационных показателей качества продукции, что обусловливает полную ориентацию производства на требования потре-
бителей и рынок сбыта. При этом цикл управления качеством начинается и заканчивается обследованием рынка.
Указанные модели стали за рубежом основой для разработки систем управления и обеспечения качества. Особых успехов в создании таких эффективных систем и изготовлении продукции высокого уровня качества добились Япония и США.