Международные стандарты ИСО серии 9000(1987 г.) и Государственные стандарты на систему качества (регистрация — 1988 г.) стали основой для другой версии ГОСТ Р ИСО на систему качества (регистрация —- 1996 г.):
ГОСТ Р ИСО 9001—96. ≪Системы качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании≫;
ГОСТ Р ИСО 9002—96. ≪Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже≫;
ГОСТ Р ИСО 9003—96. ≪Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях≫.
-
Требования ГОСТ Р ИСО серии 9000 во многом ориентированы
на удовлетворение запросов потребителей. В соответствии с этим вся деятельность по управлению качеством должна соответствовать:
1) интересам и потребностям предприятия-изготовителя, обеспечивающего необходимый уровень качества и конкурентоспособность своей продукции при оптимальных затратах;
2) требованиям потребителей, уверенных в возможностях изготовителя поставлять им продукцию необходимого технико-экономического уровня качества.
|
|
Анализ опыта управления качеством показывает, что, применительно к рыночным отношениям и сложившимся в нашей стране условиям, однозначное использование только отечественных или зарубежных подходов к управлению не позволит достичь желаемых результатов. Однако главное — это необходимость развития и более широкого использования системного подхода при обеспечении качества, к этому следует добавить:
• Цели и задачи в области повышения, обеспечения и улучшения качества должны находиться в центре экономической политики каждого из предприятий, их объединений и т.п.; целями их деятельности, как правило, должны быть:
о удовлетворение запросов и требований потребителей;
о достижение ожидаемого потребителем качества (с учетом иены) с минимальными издержками;
поставка продукции и оказание услуг потребителям в установленные сроки.
• В качестве основного критерия следует принимать удовлетворение требований потребителей.
• Необходимы признание и реализация системного подхода к управлению качеством как наиболее эффективному методу достижения целей и задач в области качества.
• При производстве продукции и оказании услуг высокого качества следует использовать соответствующие средства труда. •
Необходимы непрерывное и систематическое обучение, специализированная профессиональная подготовка высококвалифицированных кадров и постоянное повышение их квалификации в обеспечении качества и управлении им.
• Необходима постоянная добросовестная творческая работа всех сотрудников по повышению, обеспечению и улучшению качества.
|
|
• Требуется воспитание у каждого изготовителя продукции, исполнителя, всех работников глубоко уважительного отношения
к потребителю, заказчику.
• Необходимо создавать атмосферу заботы и уважения к работникам любой должностной категории, внимания к их нуждам, за-
просам и быту.
Приоритетные направления улучшения существующих систем
управления качеством исходя из передового опыта зарубежных промышленно развитых стран:
• Создание системы непрерывного обучения и воспитания всех работников (начиная от учащегося, студента, рабочего, мастера и кончая министрами) в духе уважительного отношения к потребителям, заказчикам. Особенно это необходимо для рабочих, специалистов, мастеров и первых руководителей предприятий. Система управления качеством должна быть понятна всем. Для этого целесообразно подключать все средства
массовой информации, в том числе телевидение, радио, печать. Необходимо издавать массовые журналы по качеству продукции для различных категорий трудящихся (рабочих,
мастеров и т.п.). Нужны специализированные центры по обучению и повышению квалификации, различные школы и курсы качества, преподавание в которых могли бы осуществлять также специалисты других стран. Это направление исключительно важно, так как конкурентоспособную продукцию и услуги могут создавать только высококвалифицированные специалисты.
• Повышение роли стимулирования для достижения высокого и стабильного качества. Необходимо усилить поощрительные меры за высокое качество, дополняя их жесткими штрафами за работу, не соответствующую требованиям НТД. Целесообразно также расширять практику проведения различных конкурсов, направленных на повышение и улучшение качества.
• Привлечение в группы качества значительно более широкого
круга трудящихся, повышение их активности и эффективности работы.
•Проведение целого комплекса мероприятий, обеспечивающих реализацию человеческого фактора в производственных и социальных отношениях.
• Использование профессионалов при проведении всех работ по совершенствованию СМ К.