Себестоимость продаж отдельных видов продукции при составлении сводного бюджета целесообразно рассчитывать по полным переменным затратам, относящимся на данный вид продукции и включающим в себя:
• производственные расходы;
• переменные коммерческие расходы.
Таким образом, постоянные расходы не распределяются по видам продукции, так как не зависят от динамики продаж того или иного продукта. Такой метод калькуляции себестоимости в экономической теории получил название директ-костинг (direct costing) или маржинальный подход. Более подробно данный момент будет освещен в главе 5 настоящей книги.
Величина производственных расходов в себестоимости реализации рассчитывается методом средневзвешенной на основе баланса отгрузки:
Начальная Конечная величина
величина + Выпуск — Отгрузка = запасов готовой
запасов готовой (продажи) продукции
продукции
После этого прибавлением плановой величины переменных коммерческих расходов получают плановую величину себестоимости продаж в разрезе отдельных видов продукции на данный бюджетный период.
Теперь, на основе сопоставления показателей бюджета продаж (этап 1) и себестоимости продаж (этап 12) можно рассчитать прогнозную величину маржинального дохода и прямой рентабельности продаж отдельных видов продукции.
Таким образом, в результате этапов с 1-го по 12-й собрана и соответствующим образом обработана вся необходимая информация для составления прогнозного отчета о финансовых результатах (прибылях и убытках).