Бюджет доходов. Прогнозирование продаж

Бюджет доходов — консолидированный бюджет, позволяющий сгруппировать информацию о доходах предприятия от всех видов деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой.

Как правило, бюджетирование доходов начинают с составле­ния бюджета продаж, основанного на прогнозах сбыта.

Бюджет продаж — операционный бюджет, содержащий ин­формацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Качество состав­ления бюджета продаж непосредственным образом влияет на про­цесс бюджетирования и успешную работу компании.

При составлении бюджета продаж нужно ответить на следу­ющие вопросы:

— какую продукцию выпускать и продавать;

— в каких объемах она будет реализована (с разбивкой на
определенные промежутки времени);

— какую установить цену продукции;

— какой процент продаж будет оплачен в текущем месяце,
какой в следующем, стоит ли планировать безнадежную задол­
женность.

Как правило, предприятие в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану


204 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 205



компании, отдел продаж или маркетинга оценивает хозяйствен­ный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособ­ности и объемов реализации того или иного вида продукции. На объем реализации продукции влияют следующие факторы:

— макроэкономические показатели текущего и перспективно­
го состояния страны (средний уровень заработной платы, темп
роста производства продукции по отраслям, уровень безработи­
цы и т. д.);

— долгосрочные тенденции продаж для различных товаров;

— ценовая политика, качество продукции, сервис;

— мероприятия по продвижению товара (реклама, спец. ак­
ции и т. п.);

— конкуренция;

— сезонные колебания;

— объем продаж предшествующих периодов;

— производственные мощности предприятия;

— относительная прибыльность продукции.

К бюджету продаж предъявляются следующие требования: т бюджет должен отражать месячный, квартальный или го­довой объем продаж в натуральных и стоимостных показателях;

— бюджет составляется с учетом спроса на продукцию, гео­
графии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

— бюджет включает в себя ожидаемый денежный поток от
продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть
бюджета движения денежных средств;

— в процессе прогноза денежных потоков от продаж необхо­
димо учитывать коэффициенты инкассации, которые показыва­
ют, какая часть продукции оплачена в месяц отгрузки и в следу­
ющий месяц, безнадежный долг.

При прогнозировании продаж наиболее эффективным являет­ся использование комбинаций экспертных и статистических мето­дов:

1. Функциональный метод — информация о прогнозах стека­
ется от руководителей отделов к директору по маркетингу, кото­
рый является ответственным за точность прогноза объема продаж
и за составление бюджета продаж (недостаток — высокая сте­
пень субъективности оценок).

2. Статистические методы — трендовый, корреляционный,



регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сде­лать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения.

3. Групповое принятие решений — участвуют руководство предприятия, начальники отделов и т. д. (достоинство — просто­та и скорость, но распыляется ответственность).

.' Важно помнить, что незначительное отклонение
запланированного объема продаж от фактического мо­
жет привести к серьезным отклонениям основного бюд­
жета от факта.
.

Для удобства и простоты восприятия составление бюджета рассматривается на месяц, годовой бюджет составляется анало­гичным образом помесячно, для определения показателей за год ежемесячные данные суммируются.

Таблица 27 БЮДЖЕТ ДОХОДОВ ООО «ХИМПРОМ» НА ОКТЯБРЬ 2004 г.

№п/п Наименование Ед. изм. Кол-во Сумма без НДС, грн. Сумма с НДС, грн.
  Реализация готовой продукции, в том числе:        
1.1 Бизнес-направление «Пленка»:   182 1086250 1303500
1.1.1 Пленка п/э термоусадочная Т      
1.1.2 Пленка п/э парниковая Т      
1.2 Бизнес-направление «Пластмасса»:   115000 825000 990000
1.2.1 Ящик овощной п/пропил. № 1 ШТ.      
1.2.2 Ящик овощной п/пропил. № 2 шт.      
1.2.3 Ведро п/пропил. 10 л шт.      
1.2.4 Таз п/пропил.15 л шт.      
  Прочие доходы и поступления        
2.1 Аренда        
  Всего:        

Доходы предприятия на октябрь 2004 года будут состоять из реализации готовой продукции по двум бизнес-направлениям и


206 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 207



 
 

прочих доходов, которые будут получены от сдачи в аренду основных фондов.

Доходы от реализации продукции по каждому направлению показаны в разрезе каждого вида продукции.

Отдел сбыта по направлению «Пленка» спрогнозировал, что в октябре 2004 года он сможет продать термоусадочной пленки 110 т и парниковой пленки 72 т.

Кроме того, им же были определены прогнозные цены реализа­ции, которые фигурируют в бюджете продаж. Путем умножения количества отгруженной продукции на цену реализации без НДС и с НДС получены соответственно суммы доходов без НДС и с НДС. Таким образом, предприятие планирует получить доход от реализации термоусадочной пленки 783500 грн., парниковой — 520000 грн. с НДС. Всего отдел сбыта по направлению «Пленка» принесет предприятию доход в объеме 1303500 грн. с НДС.

Отдел сбыта направления «Пластмасса» спрогнозировал, что сможет продать в октябре 2004 года 25000 шт. ящиков овощных № 1, 30000 шт. ящиков овощных № 2, 40000 шт. ведер и 20000 шт. тазов. Аналогичным образом, путем умножения количества на про­гнозные цены, определено, что доход от реализации ящика № 1 составит 250000 грн., ящика № 2 — 360000 грн., ведра — 240000 грн., таза — 140000 грн. с НДС. Отдел сбыта по направлению «Пластмасса» принесет предприятию доход в сумме 990000 грн.

Таблица 28

РАСШИФРОВКИ СТРОК БЮДЖЕТА ДОХОДОВ ООО «ХИМПРОМ» НА ОКТЯБРЬ 2004 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: