В этих бюджетах, конечно же, могут быть и относительные показатели (рентабельность продаж, рентабельность активов и т.д.), но эти относительные показатели получаются путем деления одного стоимостного показателя на другой. Помимо стоимостных показателей в бюджетах также могут быть и натуральные показатели, но в финансовых бюджетах их, как правило, не бывает.
Есть три стандартных финансовых бюджета, которые содержат сводную информацию о финансово-экономическом состоянии компании:
- бюджет доходов и расходов (БДР),
- бюджет движения денежных средств (БДДС);
- бюджет по балансовому листу (ББЛ).
Нужно сказать, что эти термины не являются какими-то общепризнанными. Например,
- БДР некоторые компании называют бюджетом прибылей и убытков, бюджет прибыли и т.д.
- БДДС могут называть кассовым бюджетом, бюджетом Cash Flow и т.д.
- ББЛ могут называть прогнозным балансом, бюджетом активов и пассивов и т.д.
Финансовые бюджеты являются сводными бюджетами, каждый из которых показывает итоговую картинку по трем основным финансово-экономическим срезам:
- финансовый результат (БДР) – отвечает на вопрос какую прибыль/рентабельность зарабатывает компания,
- финансовые потоки (БДДС) - какие финансовые потоки проходят через компанию;
- финансовое положение (ББЛ) - какими активами управляет компания, как они профинансированы и насколько эффективно используются.
Т.е. все эти три финансовых бюджета нужно анализировать вместе, чтобы можно было понять какое же сейчас у компании финансово-экономическое состояние и какова его динамика. Имея информацию о всех трех финансовых срезах, директор может полностью контролировать и управлять финансово-экономическим состоянием своей компании.
Форматы финансовых бюджетов (БДР, БДДС, ББЛ) стандартны.
При разработке форматов финансовых бюджетов для конкретной компании стандартные форматы, конечно же, можно как-то изменять. Естественно, что это не запрещается, но тем не менее при разработке форматов финансовых бюджетов лучше взять за основу стандартные заготовки, которые в процессе эксплуатации системы бюджетирования легче адаптировать к конкретной компании.
Когда в компании внедрена полная система финансовых бюджетов, то ни одна операция не проскользнет мимо менеджеров, т.к. она обязательно найдет отражение, как минимум, в одном из трех финансовых бюджетов, а если рассматривается достаточно длительный период, то во всех трех финансовых бюджетах. Если же в компании используется не полная система финансовых бюджетов, то часть операций может остаться незамеченной в плановом бюджетном периоде.
Эти три финансовых бюджета содержат информацию об одном и том же объекте (компании), но с разных точек зрения. Бюджетирование в каждом информационном срезе преследует свои цели.