На первый взгляд может показаться, что только педагогическая практика может дать самые полезные и подлинные результаты. На деле же именно теоретические исследования (рассуждения) вскрывают глубинные механизмы, общие закономерности практической деятельности. Но, обладая многообразными достоинствами, методы теоретического исследования при их неверном использовании могут проявить и свои слабые стороны. Взятые сами по себе, они таят опасность бесплодного схоластического теоретизирования, отхода от истины, от реальной действительности.
Поэтому теоретическое исследование нуждается в практике как в ориентире, как в постоянном компасе, по которому определяется правильность исследовательских построений. Теоретический анализ-синтез по этой причине должен воплощаться в реальном практическом (опытном или экспериментальном) анализе и синтезе, а широко используемое в теоретическом исследовании абстрагирование и моделирование должно дополняться конкретизацией абстрактных положений и проверкой следствий из них в практических методиках.
|
|
Структуру полного теоретического исследования можно представить как взаимодействие следующих его компонентов:
- практические задачи («узкие места» практики), отражающие противоречия или неясности;
- научная проблема;
- объект, предмет и задачи исследования;
- совокупность исходных фактов (эмпирическая база);
- теоретические посылки и постулаты (теоретическая база);
- замысел и ведущая идея решения;
- научная гипотеза;
- средства и процедуры решения;
- предварительные выводы;
- опытная проверка предварительных выводов;
- уточнение и формулирование результатов (теоретические положения, принципы, следствия и др.);
- системная интерпретация результатов (разработка конкретной теории и введение ее в целостную теоретическую систему);
- методы и методика практического использования результатов.
Педагогическая практика, опыт в непосредственном или преобразованном виде присутствуют на всех этапах исследования. Поэтому важно, чтобы «критерий практики» был последовательно представлен в структуре самой теории, для чего:
- практика должна учитываться во всей ее многогранности, т. е. нужно считаться с многофакторностью воздействия на действительность;
- во время исследования необходимо поэтапно соотносить результаты теоретического анализа с «показаниями» практики;
- необходимо системно интерпретировать результаты исследования и рационально вводить их в существующую практику.
Только при этом условии результаты аналитических исследований смогут выходить в прикладные сферы, не противореча друг другу и не приводя к перегрузке учителей и учащихся.