Период Вселенских Соборов (IV - VIII вв.)

При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей. Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82% D0%B2%D0%BE» Категории: Религии мира | Христианство

В 312 г. император Константин Великий издает Миланский эдикт о веротерпимости по отношению к христианской религии. В 325 г. он же обеспечивает свободу христианства во всей Римской империи и равноправие с иными религиями страны.

Обращение равноапостольного Константина Великого открыло совершенно новую эпоху в истории христианства: из религии гонимой оно вскоре стало официальным вероисповеданием Римской империи и ее преемницы - Византии. Мощная поддержка государства, привилегированное положение в обществе дали Церкви, как организации, небывалую власть и влияние. Реальность стало немыслимое ранее явление - христианская империя. Императоры строили для Церкви храмы и жертвовали ей земельные угодья, платили жалованье церковнослужителям и освобождали высшее духовенство от налогов и государственных повинностей. Вскоре Церковь смогла сосредоточить в своих руках огромные материальные богатства, значительную часть их расходуя на благотворительность. Например, в начале V в. только в г.Антиохии (Сирия) ежедневно на церковные средства получали питание несколько тысяч бедняков, их бесплатно обеспечивали одеждой. У церкви появилась возможность устраивать и содержать больницы, приюты для детей и престарелых. Значительно возрос авторитет епископов и священников.

В то же время фактическое слияние Церкви и государства таило в себе серьезную опасность. Светская власть, в лице императоров, часто грубо вмешивалась в церковную жизнь, стремясь подчинить ее собственным религиозным взглядам и политическим интересам. И все же юридически Церковь никогда не была подчинена государству. Как идеал воспринималась теория о тесном взаимодействии гражданской и церковной власти без подчинения одной из них другой. Такая модель получила название симфонии. Однако в истории Византии принцип симфонии слишком часто уступал место диктату воли императора.

Возникали и другие проблемы. После прекращения гонений в Церковь пришло большое число вчерашних язычников. Многие из них не ставили себе целью глубокое постижение христианских истин, а скорее следовали моде, ведь принадлежность к Церкви давала немало привилегий. Снижался общий духовный и нравственный уровень верующих. Появилась опасность обмирщения Церкви, смешения в ней светского и духовного. Все большее число христиан уходили из городов и селений в пустыни, выбирая для себя путь иночества - иной жизни, отличной от бытия всего общества. Христианское иночество зародилось в III в. в горах и пустынях Египта. Основателем монашества принято считать преподобного Антония.

Огромную роль в истории христианства сыграли Вселенские Соборы - собрания епископов, включавшие представителей всей Церкви. В ходе работы Соборов формулировались приемлемые для всех христиан определения веры, утверждались дисциплинарные нормы и богослужебные правила, обсуждались богословские концепции.

В христианской империи особая роль в Церкви признавалась за императором. Его власть считалась установленной Богом, а самому императору приписывалось своего рода священническое достоинство в том смысле, что он был ответственен за сохранение единства и внешнего порядка в Церкви. Поэтому именно императоры организовали Вселенские Соборы, утверждали, а зачастую и предопределяли соборные решения. Такое вмешательство становилось неизбежным в тех случаях, когда епископы не могли прийти к единому мнению. Имели место и злоупотребления властью. История христианства знает немало лжесоборов, созванных по воле императора, решения которых в конечном итоге были отвергнуты Церковью.

Богословские споры и разногласия возникали среди христиан еще в годы гонений. Тех, кто защищал ложные учения и противопоставлял себя Церкви, называли еретиками, т.е. впавшими в ересь (от греч. «выбор, отделение»). Теперь покровительство христианской религии со стороны государства давало возможность спорящим сторонам обращаться за помощью к императорской власти, которая была заинтересована в церковном единстве.

Вслед за обращением в христианство Римской империи в начале IV в. за ней последовали другие европейские государства. Франкское королевство приняло христианство в конце V в., государство вестготов на Пиренейском полуострове и бургундов - в начале VI в., английские королевства - в начале VII в.

1.3 Период после Вселенских Соборов (IX -- XI вв.)

В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переплавились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

В начале IX в. христианство приняла Дания, в 60-е гг. IX в. - Чехия и Болгария, на исходе X в. - Польша, на рубеже X-XI вв. - Венгрия, Норвегия, Ирландия, в первой половине XI в. - Швеция.

Христианизация ускорялась влиянием мощных христианских центров - прежде всего Римской империи, а позднее - папского Рима и Византийской империи. Народы, которые создавали варварские королевства на обширных землях Западной Римской империи, а впоследствии сокрушили ее, во многом восприняли римское цивилизационное наследство, в т.ч. и христианскую веру (франки, вестготы, лангобарды и др.). Церковная организация, принцип деления Европы на епископства выступили мощной централизаторской опорой новых варварских королевств. Церковь содействовала королевской власти, придавая ей сакральный, т.е. священный характер. В лице христианства новые государства получали мощную культурную и духовную поддержку.

Более медленными были темпы утверждения христианства в тех странах, где слабее ощущалось влияние Римской империи, Римской Церкви и где уровень общего развития был ниже. Это относилось к Британским островам, Скандинавии, Восточной Европе, где сильная центральная власть сложилась до принятия христианства.

Принятие христианства в той или иной стране наступало не сразу. Зачастую оно занимало длительный период. 100 лет потребовалось для победы христианства в Польше. Вскоре после введения христианства в Болгарии там произошло языческое восстание. В Швеции после принятия христианства король вынужден был пойти на компромисс с языческими кругами. Серьезный отпор распространившееся христианство получило в Норвегии. Обращение в христианство европейских стран и народов шло различными путями. В Венгрии, Польше, Швеции, Дании, где сильны были позиции язычества, поначалу крестились лишь сами короли, потом постепенно происходило крещение знати, а затем и всего населения. Там, где предпосылки к христианизации были сильнее, монарх сразу же крестился с дружиной. Именно так произошло в государстве франков при Хлодвиге. В Болгарии, находившейся под давним и сильным влиянием христианской Византии, в новую религию была сразу обращена вся страна.

Русь вместе с рядом стран и народов Восточной и Южной Европы, а также Северного Кавказа и Передней Азии оказались под влиянием Византийской империи. Оно стало сказываться значительно позднее по сравнению с Западом, по мере формирования и укрепления самой Византийской империи и ее Церкви. Поэтому возникновение централизованного государства в этих регионах часто предшествовало их христианизации. Так было и на Руси.

Начало проникновения христианства в земли восточных славян восходит к начальным векам новой эры. В Северном Причерноморье новую веру проповедовал один из христианских апостолов - святой Андрей Первозванный. Более широкое проникновение христианства на Русь произошло в 60-х гг. IX в., после того, как русская рать под предводительством князей Аскольда и Дира совершила поход на Константинополь. В результате русские вожди заключили с Византийской империей мир, одним из условий которого стало принятие Русью христианства. Русь получала своеобразное «дипломатическое признание», доступ на греческие рынки, а Византия замиряла опасного соседа, направляла его в русло своего религиозного и политического влияния. Это был компромисс, выгодный обеим сторонам.

В Киеве появился присланный из Византии митрополит. Русская епархия пополнила список других новообращенных византийских епархий. К этому времени Русь, где появилось два крупных государственных объединения с центрами в Киеве и Новгороде, вошла в тесные политические и торговые контакты со странами Европы и Передней Азии. Благодаря этому на Руси появлялось все больше христиан, в основном купцов из Византии, Франкской империи, Болгарии, Сербии и других стран, где христианство давно и прочно вошло в жизнь народов. Многие вчерашние язычники нередко возвращались на Русь уже новообращенными христианами и распространяли новую веру у себя на родине. Особенно интенсивно этот процесс шел в высших слоях древнерусского общества - среди князей, бояр, дружинников, купечества. Крещение в 60-х гг. IX в. русских князей Аскольда и Дира придало ему дополнительный стимул. Однако христианство продержалось в Киеве не более 20 лет. В 882 г. пришедший из Новгорода князь Олег захватил Киев, утвердил там новую династию и восстановил главенство языческих волхвов. Войско Олега в основном состояло из язычников: отрядов новгородских словен, кривичей, подвластных восточным славянам угро-финских племен, а также варягов. Таким образом, языческий Север победил христианизирующийся Юг.

Однако уничтожить новую веру было не так-то просто. Хотя видимые следы христианства были уничтожены, оно сохранилось в душах многих людей. В первой половине X в. в Киеве уже существовала большая христианская община, был построен христианский храм Святого Ильи. Среди приверженцев христианского вероучения было немало знатных руссов. Христиане вместе с язычниками давали присягу в соблюдении договора, заключенного в 944 г. князем Игорем с Византией. Это означало, что язычество и христианство имели в это время на Руси равные права.

Следующим этапом на пути христианизации Руси стало крещение в 957 г. главы государства Русь княгини Ольги, вступившей на киевский престол после гибели своего мужа - великого киевского князя Игоря. Правительница жесткой рукой восстановила единство страны, провела реформу управления государством, подтвердила дружеские отношения с Византией, посетив Константинополь. Там в храме Святой Софии она и приняла крещение. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. - 232 с., с.55-58

Статус государственной религии христианство приобрело после массового крещения восточных славян, проведенным в 988-989 годах князем Владимиром Святославичем. С этого времени распространение христианства приобретает характер государственной акции, активно формируется церковная организация, как составная часть государства. Становление христианства как единой государственной идеологии способствовало сплочению территории и укреплению Древнерусского государства. Единство религии способствовало вхождению Древнерусское государства в мировое христианское общество, сблизило Русь с Византией. Русская церковь была частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время оказывала влияние на Русь. Принятие христианства привело к изменениям в культуре древнерусского общества и ее обогащению. Из Византии на Русь пришли живопись, архитектура, письменность и письменная литература. В то же время преследованиям подверглись языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, встречало сопротивление народных масс, в XI в. волнения низов нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества.

К 1054 году было официально провозглашено разделение Церквей православной (с центром в Константинополе) и католической (с центром в Риме). За ним стоял конфликт византийской идеологии священной державы и латинской идеологии универсального папства, осложненный доктринальными и обрядовыми расхождениями. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: