Специфика профессиональной деятельности госслужащего и ее место в общей модели управленческой деятельности

Профессиональная деятельность руководителей предполагает наличие как общих качеств, присущих эффективному управленцу системы государственной службы, так и специфических личностных и индивидуально-психологических особенностей, обусловленных спецификой сферы профессиональной деятельности.

Условием продуктивной профессиональной деятельности руководителя выступает повышение его психологической, организационно-управленческой, коммуникативно-организационной, аутопсихологической и конфликтологической компетентности, включающее овладение системой знаний и умений в области юридической психологии, психологии управления, организационных отношений, личности и социальной психологии, развития навыков управленческих воздействий, психологической экспресс-диагностики и самодиагностики, внутриорганизационного и внутри командного взаимодействия, психологического самоменеджмента.

Аутопсихологическая компетентность представляет собой сложноинтегрированное личностное новообразование, включающее уровневое освоение человеком знаний, умений и навыков в сфере самопознания, саморегуляции и самореализации и проявляется в процессах самопонимания, самоотношения, самооценивания, самоуважения.Ау-пк- способность чела осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ, самокоррекцию, самопомощь, основываясь на псих знаниях, закономерностях и законах.

Функции аутопсихологической компетентности: активизация личностного потенциала человека (интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных характеристик, характеристик здоровья личности);продуктивное самосовершенствование (закрепление новых знаний, умений, навыков, высокий субъективный контроль, психологическая готовность на достижение значимых результатов);создание благоприятной ситуации жизнедеятельности путем изменения своего внутреннего состояния и умения перестраиваться в случаи возникновения непредвиденных обстоятельств.

Построение модели развития аутопсихологических способностей в рамках профессиональной индивидуальности дает возможность подбирать и разрабатывать психодиагностические методики, позволяющие наилучшим способом осуществлять отбор персонала, представлять всем сотрудникам организации возможность для самореализации, позволяя им «раскрыться» в профессии, повышая тем самым их мотивацию к труду, что повышает эффективность деятельности в целом.

Развитие аутопсихологической компетентности:информированность по вопросам совершенствования, самопознания, самооценки, саморегуляции и самоконтроля;развитие аутопсихологических навыков и общей культуры, самообладания;отслеживание самоэффективности в плане регуляции и контроля активности;оптимизация системы саморегуляции, повышение эмоциональной толерантности, снижение конфликтности и агрессивности.

3. Структура психолого-акмеологической службы. Основные этапы ее создания и принципы определения структуры и содержания деятельности применительно к конкретной сфере государственной службы.

Психолого-акмеологические службы призваны стать важным связующим звеном между психологической и акмеологической наукой и практикой. Именно они в первую очередь должны продемонстрировать возможности акмеологии в эффективном решении актуальных практических задач. Именно в них должны находить практическое воплощение многиепсихологические и акмеологические идеи.

В настоящее время акмеологами разработаны научные и организационные основы создания и функционирования психолого-акмеологических служб различного уровня.

Психолого-акмеологическая служба. Однако, прежде чем обратиться к ним, скажем несколько слов об исторических предпосылках их появления. Идея создания психолого-акмеологических служб является развитием концепции «психологических» или «социально-психологических служб», разработанной еще в восьмидесятых годах XX века. В те годы психологическая служба мыслилась и создавалась как организационная система практического использования возможностей психологии для решения актуальных практических задач и прежде всего психологической диагностики, экспертизы, консультации в сфере производства, народного образования, медицины, охраны правопорядка и др. Необходимость масштабного использования психологического знания на практике была обусловлена значительным повышением роли «человеческого фактора» в производстве, управлении, образовании и др., что было вызвано научно-техническим прогрессом. В те годы стало очевидным, что развитие техники, новых информационных технологий, профессиональных взаимодействий между субъектами деятельности предъявляет качественно иные, более высокие требования к интеллектуальной и эмоциональной сферам личности, обусловливает значительные нагрузки на них на пределе психологических возможностей человека. К тому же работа создаваемых служб социального развития организаций должна была опираться на систему комплексного научного знания о человеке. Естественно, стали изменяться требования к профессиональной подготовке специалистов. Качественно новые задачи потребовали использования гуманитарных знаний, среди которых психологические стали занимать ведущее место

Психологи стали осуществлять следующее:

• помогать работе кадровых подразделений;

• разрабатывать планы социального развития;

• заниматься вопросами повышения трудовой мотивации;

• организовывать работу по оптимизации психологического климата;

• обеспечивать психологическую компенсацию неблагоприятных функциональных состояний, возникающих в процессе деятельности;

• проводить психокоррекцию негативных форм социального поведения и пр.

Психологические службы появились во многих организациях и на предприятиях, в ряде отраслей промышленности, родах войск. Они на практике доказали свою высокую эффективность. Однако в процессе «перестройки» и «радикальных экономических реформ» система психологических служб была разрушена.

В настоящее время проблема воссоздания таких служб стала вновь актуальной. Прежде всего, это обусловлено социально-психологическими «издержками» реформ, высокой психологической «ценой» переходного периода, жесткими требованиями рыночных отношений к субъектам деятельности. В то же время просто «реанимировать» такие службы было бы неверно, так как коренным образом изменились требования времени и условия их функционирования, отсюда и возникла идея создания именно психолого-акмеологических служб.

В первую очередь следует отметить, что психологические службы создавались для иной общественно-экономической формации, поэтому ряд их стратегических задач в настоящее время являются неактуальными или они претерпели значительную трансформацию (к примеру, обеспечение деловой репутации заменено на формирование эффективного имиджа). В то же время немало практических задач, в частности связанных с формированием кадрового потенциала организации, остались по сути прежними. К тому же существенно возросла потребность в профессионалах высокого уровня, что обусловило привлечение научного знания к решению задач прогрессивного личностно-профессионального развития, а это уже знания акмеологические. Появились и новые задачи, требующие привлечения акмеологического знания, — формирование корпоративных отношений, паттерналистского стиля руководства, достижение социального партнерства. Все это привело к необходимости организации психолого-акмеологических служб.

В настоящее время психолого-акмеологическая служба — это структурная система, обеспечивающая с помощью психологических и акмеологических средств продуктивное использование кадрового потенциала организации, успешность профессиональной деятельности и прогрессивное личностно-профессиональное развитие кадров, повышение эффективности работы самой организации, ее развитие и повышение конкурентоспособности.

Была разработана проектная концепция психолого-акмеологической службы в системе государственной службы Российской Федерации.

Данная психолого-акмеологическая служба предусматривает двухуровневую организацию:

• на федеральном уровне — администрация Президента РФ, Правительство РФ, федеральные ведомства;

• на региональном уровне — администрации регионов.

Создание психолого-акмеологических служб рекомендовано и на муниципальном уровне.

Главной целью такой службы является психолого-акмеологическое сопровождение деятельности государственной службы на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, которое находится в поле решения стратегической проблемы гуманистически направленного социокультурного преобразования среды жизнедеятельности человека

Частными целями являются:

• психолого-акмеологическое обеспечение кадровой работы;

• психолого-акмеологическая оптимизация работы, профессиональных взаимодействий и отношений государственных служащих;

• психолого-акмеологическое сопровождение личностно-профессионального развития государственных служащих;

• психологическая помощь в формировании деловой репутации и авторитета структуру государственной службы.

Отмеченные цели имеют так называемый универсальный характер и могут распространяться и на другие психолого-акмеологические службы, не имеющие отношения к государственной службе.

Исходя из данных целей формулируются и основные задачи психолого-акмеологических служб. Их количество, вид и содержание должны быть «привязаны» к специфике деятельности организации или ведомства.

Правовой основой деятельности психолого-акмеологических служб являются законы Российской Федерации, законодательные акты, уставы учреждений иорганизаций.

Исходя из целей и задач психолого-акмеологических служб определены и обоснованы следующие основные направления их работы:

1. Информационно-аналитическое направление работы психолого-акмеологических служб связано со следующим:

• со сбором и анализом разноуровневой информации о деятельности и взаимодействиях организации, ее кадровом потенциале (в том числе данных инструментальной и неинструментальной психологической диагностики),

• осуществлением различного вида экспертных оценок;

• проведением мониторинга (кадрового, рейтингового, психологического пространства и пр.);

• осуществлением разработки прогнозов и прогнозных сценариев;

• выявлением «очагов», провоцирующих напряженность в деятельности и отношениях, снижающих их эффективность.

Это ключевое направление, так как получаемая информация используется для работы других направлений психолого-акмеологической службы.

2. Организационно-проектировочное направление призвано обеспечить решение ряда актуальных и специфических задач организации. В рамках данного направления осуществляется:

• сопровождение кадровой работы (подбор, расстановка, аттестация персонала, формирование резерва на выдвижение, планирование профессиональной карьеры);

• формирование корпоративных отношений;

• оптимизация морально-психологического климата;

• разработка проектов социального развития, преодоления кризисных явлений, эффективного имиджа организации;

• планирование и реализация деятельности по связям с общественностью и средствами массовой информации.

3. Акмеолого-технологическое направление связано со следующей работой:

• преодолением психологических затруднений у работников и руководителей организации;

• сопровождением их личностно-профессионального роста;

• разрешением конфликтов.

В рамках данного направления осуществляется психологическое и акмеологическое консультирование, применяются акмеологические технологии для развития профессионализма специалистов и руководителей. Работа по данному направлению является преимущественно индивидуальной.

4. Научно-исследовательское направление призвано осуществлять следующее:

• обобщать передовой опыт работы психолого-акмеологических служб и внедрять его в практику;

• разрабатывать новые методы, алгоритмы и технологии решения профессиональных задач;

• способствовать росту профессионального мастерства специалистов и руководителей самих психолого-акмеологических служб.

В последнее время руководители различных учреждений государственной службы все более активно привлекают психологов- акмеологов к решению управленческих проблем.Уже в самом определении - «Психолого-акмеологическая служба» (ПАС) - заложена ее основная цель: психологическое сопровождение деятельности государственной службе на уровне системного обеспечения развития ее кадрового потенциала, персонала.Опосредованной целью ПАС является создание психологически комфортных условий для достижения успеха в профессиональной деятельности, а, следовательно, и вытекающего из этого более широкого социального контекста —преобразованной социокультурной среды жизнедеятельности человека.

Целями и задачами ПАС, таким образом, являются:

- Оказание психолого-акмеологической поддержки в личностно-профессиональном развитии государственного служащего;

- психологизация и педагогизация среды (внесение в нее человековедческого содержания) как фактора успешности профессиональной деятельности специалиста; психолого-акмеологическое обеспечение системы подбора, расстановки, аттестации и повышения квалификации кадров государственной службы;

- выявление психологического содержания деятельности специалистов применительно к конкретной профессиональной области;

- изучение условий и факторов среды, влияющих на успешность профессиональной деятельности (рассмотрение среды возможно в широком смысле - как социокультурной среды жизнедеятельности и в узком смысле - применительно к деятельности специалиста);

- исследование процесса и результатов успешности
профессиональной деятельности государственного служащего
(по объективному и субъективному критерию: экспертное
оценивание соответствия выполняемых функциональных
обязанностей должностным и личностным особенностям
специалиста, выявление проблемного психологического поля);
определение особенностей личностно-профессионального
развития конкретного специалиста, разработка

- акмеологического профиля личности;

- выявление резервных возможностей (акмеологических резервов) личности в целях активизации личностно- профессионального потенциала;

- подбор и применение технологий личностно-профессионального развития;

- разработка акмеограмм и составление на их основе программ личностно-профессионального самосовершенствования;

- проведение мониторинга личностно-профессионального
развития кадров (персонала);

- анализ получаемых данных, их теоретическое осмысление с
целью выявления закономерностей движения личности к
«акме», ступени акме и зоны ближайшего и отдаленного
развития личности как субъекта профессиональнойдеятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: