Научное познаний, его специфика и структура. Основные методы научного познания

Научное познание. Как правило, житейское познание сводится к констатации фактов и описанию. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопросы не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становиться научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное – это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного познания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Задачами научного познания в уразумении сущности объекта, постижение истины, установлении связей, отношений и закономерностей. Ключом в житейском и научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного.

Объект и субъект познания. Субъект – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания.

Субъектом является индивид. Именно он наделен сознанием, ощущениями, восприятиями; именно он действует в процессе практики как реальная сила. Но субъект - не только индивид; это – и коллектив, и социальная группа, класс, общество в целом. В субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры, но они выступают здесь лишь как части, элементы системы “субъект”, а не сами по себе. На уровне индивида или сообщества ученых те же самые приборы оказываются лишь средствами, условиями деятельности субъектов. Общество считается универсальным субъектом в том смысле, что вне общества нет познания. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуальных субъектов.

Объект же – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта. Это как бы фрагмент бытия, оказавшийся в фокусе ищущей мысли, и становиться в определенном смысле “собственностью” субъекта, вступив с ним в субъективно-объективное отношение. Следовательно, есть реальность сама по себе, вне ее отношения к сознанию субъекта, а есть реальность, вступившая в это отношение. Словом объект в его отношении к субъекту – это познанная реальность, та которая стала фактом сознания, объект становиться уже фактом социума.

С точки зрения познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта.

В социальном познании человек имеет дело с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой. Будучи субъектом, он оказывается и объектом познания.

В субъекте и объекте есть момент относительности, если что-то в одном отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Объекты могут выступать не только материальные, но и духовные явления. Сознание индивида – объект для психолога.

В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы. К первым относят наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент, ко вторым — идеализацию, формализацию, восхождение абстрактного к конкретному и др.

Эмпирические методы.
Наблюдение — это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования.
Важную роль в познании играют сравнение и измерение. Сравнение представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними. Если объекты сравниваются с объектом, выступающим в качестве эталона, то такое сравнение называется измерением.

Эксперимент (лат. - опыт, проба) — метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления определенных его свойств.
Теоретические методы.
Идеализация. Этот метод основан на универсальном мыслительном приеме, применяемом в любом познавательном процессе — абстрагировании (лат. – отвлечение), которое представляет собой мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции — понятия, категории, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений.
Восхождение от абстрактного к конкретному. «Конкретное» и «абстрактное» представляют собой универсальные категории, характеризующие как реальным объект, так и познание. Объект конкретен как объективно существующая реальность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: