Метатеоретические формы организации и функционирования научного познания

Метод – это способ деятельности, совокупность приемов, применяемых исследователем для получения определенного результата. Теория метода называется методологией. Она – теоретическое обоснование методов и форм познания.

По степени общности методы бывают частные, общенаучные и всеобщие. Частные применимы в узкой области конкретных исследований, общенаучные – в более широкой (анализ, синтез, индукция, дедукция), всеобщие методы – философские.

В научном познании различают два уровня - эмпирический и теоретический. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности.

Эксперимент – испытание изучаемых объектов в контролируемых и управляемых условиях.

Моделирование – это материальная или идеальная имитация реально существующего объекта путем конструирования модели, воспроизводящей основные особенности этого объекта.

К теоретическим методам относятся: анализ, синтез, индукция и дедукция.

Анализ – метод исследования, состоящий в расчленении целого на его составные элементы.

Синтез – это метод, состоящий в соединении отдельных элементов в единое целое.

Индукция – метод, основанный на умозаключениях от частного к общему.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Научное познание действительности осуществляется с помощью исторического и логического метода. Исторический метод – метод, применение которого требует мыслительного воспроизведения конкретного исторического процесса развития. Логический метод является особым методом отражения того же исторического процесса, только освобождает от стройности изложения исторических случайностей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: