Реклама – это печатное, рукописное, устное или графическое уведомление о лице, товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения.
Реклама – неличные формы коммуникации, осуществление через платные средства распространения информации с четко указанным источником финансирования.
В общем виде, модель рекламного процесса в народном хозяйстве выглядит следующим образом:
Субъект рекламы – рекламодатель, заказчик рекламы.
Предмет рекламы – то, что реализуется, предлагается потенциальному покупателю.
Реализатор рекламы – некто, непосредственно осуществляющий рекламную задачу (или рекламное агентство или служба рекламы продавца).
Рекламное обращение – информация, распространяемая в соответствии с предметом и целью рекламы.
Средство рекламы – совокупность носителей рекламы, объединенных общей технологий доведения рекламного обращения до потребителя. Носитель рекламы – объект, непосредственно несущий на себе рекламную информацию.
|
|
Целевая группа – совокупность конкретных потребителей объединенных, как правило, по критериям маркетингового сегментирования.
Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций. В зависимости от целей определенных конкретной рыночной ситуацией, реклама может решать следующие задачи:
- информирование (формирование осведомленности и знания о товаре, о фирме, о событии и т.д.);
- увещевание (постепенное, последовательное формирование предпочтения, соответствующего восприятия потребителем образа фирмы и ее товаров, убеждение потребителя совершить покупку);
- напоминание (поддержание осведомленности, удержание в памяти потребителей информации о товаре на высшем уровне; напоминание где можно купить данный товар);
- позиционирование (перепозиционирование) товара и (или) фирмы;
- удержание покупателей, лояльных к рекламируемой марке;
- создание «собственного лица» фирмы,которое отличалось бы от образов конкурентов – «отстройка от конкурентов».
В конечном итоге все функции рекламы, так же как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению его основных целей: формированию спроса и стимулирование потребителей.
Упорядочить процесс формирования (а значит, и достижения) целей фирмы позволяет идентификация своей рекламной деятельности в соответствии с видами рекламы.
Виды (классификация) рекламы:
1. В зависимости от рекламодателя:
а) реклама от имени производителя;
|
|
б) от имени оптового посредника;
в) от имени розничного посредника;
г) от частного лица;
д) от имени правительства;
е) от имени общественных инструментов и групп;
ж) от имени отрасли, совокупности производителей (корпоративная реклама);
з) от имени покупателя.
2. В зависимости от объектов рекламы:
а) реклама на индивидуального потребителя;
б) реклама на специалистов (сферу бизнеса);
в) престижная реклама, ориентированная на самые широкие слои населения.
3. В зависимости от зоны распространения:
а) местная;
б) региональная;
в) общенациональная;
г) международная;
д) глобальная (иногда охватывающая весь мир).
4. В зависимости от своих целей:
а) информативная;
б) увещевательная;
в) напоминающая.
5. В зависимости от содержания:
а) потребительская;
б) социально-воспитательная;
в) государственная;
д) политическая.
6. В зависимости от предмета рекламы:
а) реклама товара;
б) реклама идеи;
в) реклама личности, партии, общественного движения института;
г) реклама территории;
д) реклама фирмы;
е) реклама марки;
ж) реклама возможностей;
з) тематическая реклама – распространение информации о продаже (распродаже), услуге или событии.
7. В зависимости от используемых средств рекламы [1]:
а) наружная;
б) в печатных СМИ;
в) в электронных СМИ;
г) полиграфическая;
д) почтовая;
е) на товаре;
ж) интерьерная;
з) устная;
и) экранная;
к) на упаковке;
л) сувенирная;
м) в компьютерных сетях (в том числе, Интернет);
н) с помощью средств связи и передачи информации.
Сфера деятельности рекламы гораздо шире составления объявлений. Она включает в себя:
1) изучение потребителей, товара или услуг, которые предстоит рекламировать, и рынка, который предстоит освоить;
2) стратегическое планирование в смысле постановки целей, определения границ рынка, обеспечения ассигнований, разработки творческого подхода и планов использования средств рекламы;
3) принятие тактических решений по смете расходов при выборе средств рекламы, разработке графиков публикаций и трансляции объявлений;
4) составление объявлений, включая написание текста, подготовку макета, художественного оформления и их производство.