Принципы формирования учетной политики организации

Из п.1 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор и обоснование) и раскрытие (придание гласности) учетной политики.

Первый этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе. К числу таких организаций относятся, например, открытые акционерные общества, публичность отчетности которых установлена законодательно.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно - распорядительного документа (п.10 ПБУ 1/98). Это значит, что приказ (или распоряжение), утверждающий принятие учетной политики, должен быть подписан руководителем организации не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, в котором данная учетная политика будет применяться.

При формировании учетной политики утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Таким образом, можно сказать, что вся совокупность решаемых методом учетной политики вопросов делится на методические и организационно-технические.

Методические аспекты – это те аспекты учетной политики, которые влияют на порядок формирования финансовых результатов деятельности организация, на оценку ее финансового состояния.

Организационно-технические аспекты – приемы и методы организации технологического процесса работы бухгалтерской службы организации, направленные на успешное выполнение задач, стоящих перед информационной системой, обеспечивающей процесс принятия экономических решений.

Рано или поздно организация сталкивается с необходимостью внесения в учетную политику дополнений и изменений. При этом необходимо дополнения отличать от изменений.

Дополнения в учетную политику вносятся только в тех случаях, когда речь идет о новых способах ведения учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (п. 16 ПБУ 1/98). Кроме того, необходимо дополнять учетную политику, если законодательством вводятся новые требования, касающиеся способов учета. Дополнять учетную политику разрешено по мере необходимости. Если дополнения вносятся в ту часть учетной политики, которая касается порядка налогообложения, то в данном случае речь может идти об определении принципов и порядка отражения для целей налогообложения новых видов деятельности.

Гораздо более жесткие требования касаются изменений к учетной политике, то есть изменения установленных ранее долговременных способов ведения бухгалтерского учета. Согласно ПБУ 1/98, такие изменения могут производиться в следующих случаях:

- при изменениях законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;

- при разработке организацией новых способов ведения бухгалтерского учета в целях более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или уменьшения трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

- при существенном изменении условий деятельности.

В пункте 18 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» установлено, что изменения в учетную политику могут вводиться только с 1 января года, следующего за годом их утверждения соответствующим приказом по организации.

Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательных или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

Способы организации и ведения бухгалтерского учета представлены в таблице 38.

Таблица 38

Способы организации и ведения бухгалтерского учета

N п/п Объект учетной политики Способы организации и ведения бухгалтерского учета
     
  Организация бухгалтерского учета Учреждение бухгалтерской службы, возглавляемой главным бухгалтером Введение в штат должности бухгалтера Передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту Ведение бухгалтерского учета руководителем организации
  Рабочий план счетов бухучета Разрабатывается на основе типового Плана счетов
  Форма бухгалтерского учета Журнально-ордерная форма Упрощенная форма Другие формы
     
  Формы первичных документов Хозяйственные операции оформляются документами установленной формы. Документы, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно
  Организация до кументооборота В соответствии с утвержденным графиком
  Проведение инвентаризации имущества и обязательств Порядок и сроки определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно
  Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций В рублях и копейках В рублях с отнесением возникающих разниц на финансовые результаты
  Система внутрипро изводственного учета, отчетности и контроля Организация самостоятельно разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля исходя из особенностей функционирования и требований управления производством и продажей товаров (работ, услуг)
  Формы бухгалтер ской отчетности Разрабатываются на основе рекомендуемых типовых форм
  Способ представле ния бухгалтерской отчетности пользователям На бумажных носителях В электронном виде
  Переоценка основных средств Проводится на начало отчетного года Не проводится
  Списание стоимо сти основных средств, не превы шающей 10 000 руб. за единицу Путем начисления амортизации Путем единовременного списания на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию

Продолжение табл.38

  Признание приобретенных книг, брошюр и т.п. изданий В качестве основных средств Единовременное списание на затраты по мере отпуска в производство или эксплуатацию
  Начисление амортизации основных средств Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
  Погашение стоимо сти ематериальных активов Накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете Уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива
  Начисление амортизации нематериальных активов Линейный способ Способ уменьшаемого остатка Способ начисления стоимости пропорционально объему продукции (работ)
  Оценка приобрета емых материалов По фактической себестоимости приобретения По учетным ценам
  Признание транспортно- заготовительных расходов (ТЗР) Отнесение ТЗР на счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" Прямое включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретаемых материалов Отнесение ТЗР на отдельный субсчет счета 10 «Материалы"
  Списание ТЗР и отклонений в стоимости материалов Метод среднего процента Упрощенные методы
  Оценка списываемых материально- производственных запасов Метод оценки по себестоимости каждой единицы Метод оценки по средней себестоимости Метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) Метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) Метод скользящей оценки
  Оценка незавершен ного производства в массовом и серийном производстве По фактической производственной себестоимости По нормативной производственной себестоимости По прямым статьям затрат По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов
  Оценка выпущенной готовой продукции По фактической производственной себестоимости По нормативной производственной себестоимости По договорным ценам По другим видам цен
  Учет выпуска продукции (работ, услуг) С использованием счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" Без использования счета 40

Продолжение табл.38

  Оценка отгружен ной продукции (сданных работ, оказанных услуг) По фактической полной себестоимости По нормативной полной себестоимости
  Оценка приобретаемых товаров По покупным ценам По фактической себестоимости приобретения По продажным ценам (для организаций розничной торговли)
  Оценка приобретаемой тары По фактической себестоимости приобретения По покупным ценам По учетным ценам
  Оценка долговых ценных бумаг По фактическим затратам По уточненной стоимости
  Переоценка вложе ний в ценные бума ги профессиональ ным участниками рынка ценных бумаг По мере изменения котировки ценных бумаг на фондовой бирже Переоценка не проводится
  Оценка обязательств по выданным векселям и размещенным облигациям С учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов С учетом всех причитающихся к уплате процентов
  Формирование информации о расходах по обычным видам деятельности На счетах 20 - 29 На счетах 20 - 39
  Классификация затрат на производство На прямые и косвенные На условно-переменные и условно-постоянные
  Распределение косвенных расходов по видам деятельности и/или видам выпускаемой продукции (работ, услуг) Пропорционально выручке от продажи продукции (работ, услуг) Пропорционально сумме прямых затрат Другим способом
  Списание управленческих расходов и расходов на продажу Прямое списание на себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг) Распределение между себестоимостью проданной продукции (товаров, работ, услуг)
  Списание расходов будущих периодов Метод равномерного списания Списание пропорционально объему продукции Другие методы списания

Продолжение табл.38

  Выявление финансового результата по работам долго срочного характера По завершении всех этапов работ Поэтапное выявление финансового результата
  Создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей Индивидуальный метод Групповой метод
  Создание резервов по сомнительным долгам Создаются Не создаются
  Создание резервов предстоящих расходов Создаются Не создаются
  Создание резервного фонда Резервный фонд создается Резервный фонд не создается
  Перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную Переводится Не переводится

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: