Пример 1. Маржинальный доход

Предприниматель открыл фирму по обучению пользователей компьютера. Для этого он арендовал помещение за 2000 руб. в месяц, купил компьютер за 19600 руб. (амортизация - 800 руб.). Кроме того, он нанял преподавателя и секретаря. Заработ­ная плата каждого составляет 25% от стоимости обучения. Стоимость обучения -700 руб.

Следовательно, фиксированным издержкам будет равна арендная плата, амортиза­ция, а переменным издержкам будет равна заработная плата преподавателя и секре­таря.

Любой проект должен быть если не прибыль­ным, то безубыточным. Определённая совокупная сумма затрат предприятия на производство и реализацию продукции сравнивается с результатами работы пред­приятия (выручкой от реализации). Это сравнение показывает, покрываются ли всё результатами его деятельности.

Объём производства продукции, при котором дости­гается равенство затрат результату соответствует точке самоокупаемости. Точка са­моокупаемости показывает, что при данном объёме реализации предприятие окупи­лось. Безубыточность контролируется при помощи точки безубыточности (самооку­паемости, рентабельности, равновесия).

Точка безубыточности Rb (Break-even point) - уровень производства, при котором величина издержек равна выручке; начиная с этой точки предприятие, получает при­быль, маржинальный доход в этом случае совпадает с постоянными затратами.

Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.

Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

· M = S - V

где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты

Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

· M = (S-V) / Q = p -v

где M — удельный маржинальный доход; Q — объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.

Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»).

Иногда точку безубыточности называют мёртвой точкой или порогом рентабельно­сти, т. к. продажи ниже этой точки ведут к получению убытков, а продажи выше точки безубыточности приносят прибыль. Чем ниже точка безубыточности, тем вы­ше прибыль и меньше операционный риск.

Точку самоокупаемости можно определить из следующего равенства:

R (Revenue) - совокупный доход (выручка) - деньги, полученные от реализации продукции;

Р(Price) - цена единицы продукции, руб.

Q (Quantity) - количество выпускаемой продукции, шт.

Пример 2.

По примеру 1 доход предпринимателя составляет взятая с клиентов плата за обу­чение за вычетом фиксированной арендной платы, амортизации и заработной платы

секретаря и преподавателя. Минимальная сумма, которую следует получить за обу­чение с клиентов в месяц для покрытия издержек, составляет точку безубыточности.

Пример 3.

Фиксированные издержки (FC) составляют 2800 руб. (2000 + 800), переменные из­держки (VC) - 50% от объёма услуг, который следует оплатить. Требуется оплатить минимальный объём выручки R, при котором покрываются все издержки.

т. е. выручка равна издержкам. Прибыль, составляющая разность выручки и издер­жек, равна нулю. Раскрывая переменные издержки VC как cR, получаем:

где с - удельные переменные издержки с каждого рубля выручки:

Удельные переменные издержки с (Incremental cost, differential cost) - переменные издержки, делённые на:

• объём продаж;

• стоимость реализованного товара;

• объём произведённой продукции. Точка безубыточности:

Маржа на продажах с (Contribution margin) - выручка за вычетом переменных из­держек.

Маржа на продажах - средства, получаемые в распоряжение при закупке и прода­жи партии товара. Эти деньги не обязательно тратить на покрытие фиксированных издержек, их можно потратить на покрытие неотложных расходов. В этом и есть экономический смысл маржи на продажах: маржа на продажах - средства, которые оказываются в распоряжении предприятия после закупки и продажи партии товара. Предприятие будет рентабельным при условии, если маржинальный доход будет выше постоянных затрат. Маржинальный доход выше там, где выше удельный вес постоянных затрат в сумме всех затрат.

Маржинальные издержки МС (Marginal Cost) - издержки производства дополни­тельной единицы продукции.

Смысл маржинальных издержек: фиксированные издержки уже уплачены, поэтому после такой оплаты можно принимать решения, исходя из маржинальных издержек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: