Делегирование полномочий. Ответственность

Важным элементом управленческой деятельности, именно в сфере принятия решений, является распределение управленческих функций, то есть полномочий и ответственности за их выполнение между звеньями иерархии управления.

Совокупность методов, позволяющих руководителю возложить исполнение части своих функций на других работников, называется делегированием полномочий.

Суть делегирования состоит в распределении задач, подготовке и принятии решения на тех уровнях управления, где концентрируется значительная часть необходимой для этого информации, сосредоточены опыт и умение узких специалистов, где, таким образом, решение может быть принято эффективно и в относительно короткие сроки.

Кроме того, делегирование полномочий позволяет освободить руководителя от рассмотрения и решения второстепенных вопросов, дает возможность сосредоточить внимание на основных, принципиальных проблемах, которые никем иным, кроме него, решены быть не могут. Перечень полномочий, не подлежащих делегированию, определен действующими законодательными и нормативными актами.

При делегировании следует соблюдать соответствие передаваемых полномочий и объема предоставляемых работнику прав. Если объем делегируемых полномочий превышает права работника, то возникает реальная угроза их невыполнения; когда прав больше, чем полномочий, создается атмосфера безответственности и бесконтрольности.

Иерархическая структура управления предусматривает передачу полномочий непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. То есть имеет место наиболее распространенный тип линейных полномочий. Именно линейные полномочия предоставляют руководителю указанную власть для направления своих прямых подчиненных на достижение поставленных целей. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать определенные решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями в пределах, установленных организацией или законом.

Заведующий аптекой, обладающий полными линейными полномочиями, самостоятельно выбирает направления использования денежных ресурсов; решает вопросы приема на работу и увольнения; определяет объемы и номенклатуру закупаемых медицинских товаров и др.

Полномочия неотделимы от ответственности, которая, в свою очередь, может быть определена как обязанность осуществления предусмотренной полномочиями деятельности. Но делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, а ответственность не может быть делегирована. То есть хотя руководитель, на которого возложена определенная задача, не обязан выполнять ее лично, он несет ответственность за удовлетворительное завершение работы. Таким образом, можно сформулировать основные принципы делегирования полномочий:

· передача полномочий должна осуществляться в соответствии с ожидаемыми результатами. Подчиненный должен обладать достаточными правами для достижения требуемого результата;

· передача полномочий должна осуществляться по линиям управления с тем, чтобы каждый подчиненный знал, кто конкретно его уполномочил и перед кем он подотчетен;

· каждый руководитель принимает решения в пределах своих полномочий. Все, что превышает его компетенцию, передается высшим звеньям управления;

· делегируются лишь полномочия. Старшее должностное лицо

· продолжает нести ответственность за действия своего подчиненного.

Умение руководителя передать часть своих полномочий подчиненным, рационально распределить между ними функции – неотъемлемый и достаточно важный элемент управления. Однако существуют некоторые факторы, мешающие активному делегированию полномочий как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненного. Нежелание руководителя делегировать свои полномочия объясняется отсутствием доверия к подчиненным и заблуждением "я это сделаю лучше", неумением руководить и боязнью риска, отсутствием эффективного механизма контроля работы подчиненных. Блокирование делегирования подчиненными может быть связано с неуверенностью исполнителя в себе и боязнью критики за совершенные ошибки; уже достаточной загруженностью работой; отсутствием информации и ресурсов для успешного выполнения задачи, а также положительных стимулов, побуждающих к дополнительной работе.

Успех делегирования полномочий возрастает, если руководитель и подчиненный едины в понимании целей и задач управления, связаны доверием. Кроме того, если подчиненный убежден, что делегирование ─ это признание его компетентности, то оно будет эффективным.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Назовите основные функции управления, выделяемые в процессном подходе к управлению.

2. Раскройте суть стратегического планирования организации.

3. Почему миссия организации является основой ее существования?

4. Каковы характеристики эффективных целей?

5. Какие стратегические альтернативы имеются в распоряжении организации?

6. Назовите и дайте характеристику основным компонентам процесса реализации стратегического плана.

7. Перечислите и охарактеризуйте основные типы современных организационных структур.

8. Дайте определение мотивации.

9. В чем отличие процессуальных и содержательных теорий мотивации?

10. Как практически используются теории мотивации?

11. Какова роль контроля в управлении?

12. Назовите и охарактеризуйте основные виды контроля.

13. Каковы этапы контроля?

14. В чем состоят поведенческие аспекты контроля?

15. Назовите составляющие эффективного контроля?

16. Дайте определение организационного решения.

17. Перечислите основные подходы к классификации организационных решений.

18. Назовите три базовых типа моделей и их конкретные примеры.

19. Охарактеризуйте основные методы принятия решений.

20. Назовите этапы процесса принятия рационального решения, их суть.

21. Какие факторы влияют на процесс принятия рационального решения?

22. Перечислите этапы процесса реализации управленческого решения.

23. Каковы основные требования к принятым решениям?

24. В чем состоит суть процесса делегирования полномочий?

25. Каковы наиболее распространенные препятствия для эффективного делегирования полномочий?


тесты

1. Какая из приведенных комбинаций отражает основные функции управления:

а) планирование, организация, мотивация, контроль;

б) планирование, руководство, организация, контроль;

в) планирование, руководство, координация, мотивация;

г) организация, мотивация, коммуникации, контроль;

д) мотивация, контроль, координация, руководство.

2. Какая из приведенных комбинаций соответствует основным этапам стратегического планирования:

а) миссия, цели, анализ внешней среды, управленческое исследование сильных и слабых сторон, анализ альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии;

б) миссия, цели, задачи, анализ внешней среды, управленческое исследование сильных и слабых сторон, анализ альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии;

в) миссия, цели, задачи, диверсификация, анализ альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии;

г) миссия, цели, анализ альтернатив, выбор стратегии, реализация стратегии, оценка стратегии;

д) миссия, цели, задачи, анализ внешней среды, анализ альтернатив, диверсификация, выбор стратегии, реализация стратегии.

3. Какому понятию соответствует определение: «… – это общая цель организации, четко выраженная причина ее существования?»

4. Какой из этапов стратегического планирования аптечного предприятия включает выявление имеющихся в радиусе деятельности конкурентов, оценку изменения цен на сырьё и готовую продукцию:

а) выбор миссии;

б) установление цели;

в) оценка и анализ внешней среды;

г) управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон;

д) выбор стратегии;

е) оценка стратегии.

5. Дополнить перечень стратегических альтернатив:

а) ограниченный рост;

б) ………………...;

в) сокращение;

г) сочетание всех альтернатив.

6. Закончить перечень составляющих плана реализации стратегии:

а) тактика;

б) политика;

в) процедуры;

г) ………………….

7. Закончить перечень требований, предъявляемых к целям организации:

а) конкретность и измеримость;

б) ориентация во времени;

в) взаимоподдерживаемость;

г) …………………..

8. Закончить перечень требований, предъявляемых к структурам организаций:

а) управляемость;

б) динамичность;

в) «чуткость»;

г) взаимодействие звеньев;

д) дееспособность руководителей;

е) дублируемость власти;

ж) ………………….

9. Какой форме организационной структуры отвечает данное определение: «… организационная структура характеризуется четким разделением труда, иерархической соподчиненностью сотрудников и органов управления, наймом и профессиональным ростом сотрудников, базирующимся на компетентности, а также упорядоченной системе правил и стандартов, которые определяют функционирование организации?»

10. Какой форме организационной структуры отвечает данное определение: «… структуры предполагают разделение организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет четко установленные задачи и обязанности?»

11. Как называются организации, в которых большая часть полномочий, необходимых для принятия решений, сосредоточена у высшего руководства?

12. Как называются организации, в которых полномочия, связанные с управлением, распределены на низовых уровнях управления?

13. Какому понятию соответствует определение: «… - это процесс побуждения себя и других к действию для достижения целей организации»?

14. Какие из перечисленных теорий мотивации относятся к содержательным:

а) теория Маслоу;

б) теория ожидания;

в) теория справедливости;

г) модель мотивации Портера-Лоулера;

д) теория Мак-Грегора.

15. К какой группе теорий мотивации относятся те, что базируются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями и заставляющих людей поступать так или иначе?

16. К какой группе теорий мотивации относятся те, в основе которых лежит анализ поведения людей с учетом их восприятия и познания?

17. Какие потребности, согласно иерархии потребностей по Маслоу, относятся к вторичным:

а) физиологические;

б) самовыражения;

в) безопасности и защищенности;

г) социальные;

д) уважения.

18. Какому понятию отвечает данное определение: «… - это процесс обеспечения достижения организацией ее цели»?

19. Закончить перечень составляющих успешного контроля:

а) стратегический характер;

б) соответствие виду деятельности, подлежащему контролю;

в) своевременность;

г)…………………;

д) простота и экономичность.

20. Дополнить перечень этапов принятия рационального решения:

а) диагноз проблемы;

б) формирование ограничений и критериев для принятия решения;

в) выявление альтернатив;

г)……………….;

д) окончательный выбор.

21. Закончить перечень требований к управленческому решению:

а) всесторонняя обоснованность;

б) своевременность;

в) необходимая полнота содержания;

г) согласованность с ранее принятыми решениями;

д) конкретность во времени;

е) направленность;

ж)………………..

22. Какому понятию отвечает данное определение: «… - это совокупность методов, позволяющих руководителю переложить выполнение части своих функций на других работников»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: